В зрительном зале Театра Пьетро Гонзаги. Фото агентства «Москва»
Музей-усадьба «Архангельское» (в Театре Пьетро Гонзаги), Красногорск, поселок Архангельское
по 25 августа
В России театральный костюм прошел то же развитие, что и в Европе. В начале XIX века наблюдается подъем патриотизма, появляются отечественные пьесы в жанре высокой трагедии, в которых впервые делаются попытки воспроизвести народную одежду прошлого. На рубеже XIX и ХХ веков вошедший в моду стиль модерн порождает новые формы театрального костюма. Для большинства постановок использовались декоративно переосмысленные, стилизованные наряды. На выставке представлены детали подобных костюмов, принадлежавшие оперной певице Надежде Даниловне Бельской, солистке Большого театра в 1918–1926 годах.
Театральные декорации были столь же роскошны, как и костюмы. Они представляли то чертоги сказочной царицы, то феерическую картину брачного пира в царском дворце. На сцене чередой появлялись парк с уединенной беседкой, храмы и горы, фонтаны и морские волны, избушки и дворцы... Процесс создания декораций включал несколько этапов – сначала художник создавал графический эскиз карандашом или тушью, затем исполнял его в цвете, но все еще на бумаге, после эскиз повторялся в тех материалах, которые использовались на сцене (чаще всего холст и клеевые краски), и только после этого, разбитые на отдельные фрагменты – кулисы и задники – декорации расписывались бригадой помощников. Век их был недолог, и подлинные старинные декорации – большая редкость; более благосклонным время оказалось к бумажным эскизам, благодаря которым мы можем прикоснуться к магии старинного театра.
Дополняют выставку предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с модными сюжетами на театральную тематику. Выставка доступна в рамках общей экскурсии в Театр Гонзаги.