Экспозиция позволяет познакомиться с реставрационными процессами. Фото агентства «Москва»
Третьяковская галерея
Лаврушинский пер., 10
До 13 ноября
Экспозиция, размещенная в шести залах, предоставляет возможность заглянуть в реставрационную мастерскую и сравнить, как выглядели работы до и после реставрационного вмешательства, познакомиться с реставрационными процессами.
В первом зале представлены крупноформатные произведения, реставрация которых происходит в четыре, шесть и восемь рук одновременно. Во втором зале собраны произведения, исполненные в сыпучих техниках: пастели, угле, сангине. Лишенный связующего пигмент легко осыпается, образует полосы смазанности, при этом в процессе реставрации пастель и уголь нельзя увлажнять и фиксировать. Третий зал посвящен реставрации акварели. Эта техника особо уязвима для воздействия света, температуры и влаги. Изменение влажности вызывает деформацию, пребывание на свету ведет к пожелтению бумаги и выгоранию пигментов. В четвертом зале экспонируются исполненные карандашами рисунки. Более стойкие по отношению к воде, они могут быть промыты и отпрессованы механически. В пятом зале зритель может познакомиться с реставрацией печатных техник. Шестой, последний зал собрал произведения, исполненные гуашью, темперой и в так называемых смешанных техниках. Настоящим профессиональным вызовом для реставраторов стал, например, «Портрет Н.С. Гончаровой» работы М. Ларионова – коллаж, выполненный из весьма необычных материалов. Он включает в себя обои из квартиры художника, афиши спектаклей, фрагмент ткани, опилки и даже пряди волос героини.