В поединке между Левоном Ароняном и Владимиром Крамником невероятно высока была цена каждого хода. Фото с сайта www.norwaychess.no
Развитие спортивной интриги на супертурнире в Ставангере можно уподобить синусоиде – или качанию на своеобразных качелях. Главным действующим лицом там оказался не титульный фаворит и чемпион мира Магнус Карлсен, а другие гроссмейстеры, на успешное выступление которых до начала соревнования рассчитывали в основном их горячие поклонники. И если поначалу ярче всех выглядели Владимир Крамник и Хикару Накамура, то после седьмого тура эстафету перенял армянский гроссмейстер Левон Аронян.
Сначала Аронян разгромил чемпиона мира, два дня спустя – и также белыми – прервал мощную турнирную поступь экс-чемпиона мира Владимира Крамника, а затем укрепил свое лидерство, обыграв черными Сергея Карякина. Впрочем, назвать победу Ароняна над Карлсеном разгромом можно лишь с известными оговорками. Ведь хотя Левон и пожертвовал на 17-м ходу слона, начав весьма элегантную комбинацию, его соперник отреагировал на эту жертву очень точно, практически уравняв игру, но на 31-м ходу явно переоценил свои шансы и попытался «сыграть на перехват». Выверенная реакция армянского гроссмейстера на допущенную чемпионом ошибку оказалась исключительно сильной. Аронян уверенно контролировал ситуацию, оставаясь готовым в любой момент наказать соперника за неоправданно азартные действия.
...Так или иначе, но уже через четыре хода все было кончено, а мы – специалисты и любители шахмат всего мира – получили еще одно подтверждение удивительного факта: магии Карлсена больше не существует, а его соперники (во всяком случае, самые продвинутые из них) готовы сражаться с чемпионом как с простым смертным, не только не опасаясь собственных недочетов, но и всерьез рассчитывая воспользоваться чемпионскими ошибками.
Тем не менее одно-единственное поражение норвежского викинга не могло существенно повлиять на положение дел в турнирной таблице. В этом отношении чрезвычайно важными – поистине судьбоносными – оказались шестой и седьмой туры, в первом из которых результативно могли закончиться едва ли не все пять партий, – к величайшему огорчению, так завершились лишь две из них, в том числе и партия с участием Владимира Крамника.
Сложнейшая позиция, возникшая в середине игры в поединке экс-чемпиона мира с Левоном Ароняном, допускала практически любой исход борьбы. В положении, словно бы сотканном из переплетения тактических и позиционных нюансов, невероятно высока была цена хода – цена каждого решения, принятого соперниками. К такого рода позициям всегда сознательно стремится армянский гроссмейстер, и, к сожалению, на этот раз его расчет полностью себя оправдал. Три не слишком очевидные ошибки, допущенные Крамником на 19-м, 20-м и 21-м ходах, сразу же превратили положение динамического равновесия в безнадежную для него ситуацию.
Крамник, однако, не опустил руки и в следующем туре смог блистательно отыграться во встрече с самим Магнусом Карлсеном. Было очевидно, что, даже имея черные фигуры, чемпион мира надеется поймать соперника «на встречном движении», для чего попытается не упрощать позицию, сохраняя в ней ресурсы для полноценной борьбы. В схожей манере действовал и Владимир, но белый цвет фигур дал ему небольшое преимущество в дебюте. Весьма ответственным решением, принятым на 22-м ходу, Магнус словно бы пригласил россиянина броситься в пучину осложнений, при этом рассчитать все до конца не только живому человеку, но и компьютеру было бы практически невозможно.
Зная результат партии и все текущие компьютерные оценки, можно утверждать, что спустя три хода Карлсен допустил очень серьезную ошибку. В этот момент чемпион должен был сделать выбор между несколько худшим для себя эндшпилем и еще большим обострением сложнейшей позиции. Даже испытывая острый недостаток времени, он вполне предсказуемо предпочел второе, но реакция Крамника оказалась безупречной. Сделав длинную серию сильнейших ходов, он расставил все точки над «i» и заставил соперника признать свое поражение.
Исход этой важнейшей партии побудил многих переключить свое внимание с борьбы за первое место в турнире на не менее интригующее соревнование грандов в текущем рейтинге сильнейших. Дело в том, что после седьмого тура разрыв между Карлсеном и Крамником сократился до казавшихся немыслимыми скромных шести единиц, а турнирную гонку единолично возглавил Левон Аронян, на пол-очка от которого отставал Хикару Накамура (США) и на очко – Владимир Крамник и Аниш Гири (Голландия). При этом Магнус Карлсен съехал на последнее (!) место в таблице, деля его с французским гроссмейстером Максимом Вашье-Лагравом.