Пуск часов перед началом второго тура. За ближним столом сидят Фабиано Каруана и Магнус Карлсен, чуть поодаль – Виши Ананд и Владимир Крамник. Фото с официального сайта турнира
В минувший вторник в норвежском Ставангере стартовал традиционный супертурнир Norway Chess, который в этом году едва не установил своеобразный мировой рекорд в номинации «Круговые турниры при 10 участниках». Его организаторы были близки к тому, чтобы добиться совершенно фантастического среднего рейтинга, составляющего 2800 единиц по шкале профессора Эло. Увы, рекордный показатель (из-за не очень удачных майских выступлений отдельных участников супертурнира) так и не был достигнут, так как для этого потребовалось бы выступление в соревновании всей первой мировой десятки, включая двух победителей московского этапа Гран-при ФИДЕ – китайца Дина Лиженя и бакинца Шахрияра Мамедьярова.
Впрочем, подобные рассуждения носят достаточно отвлеченный и чисто цифровой характер, так как, с одной стороны, небольшая разница в рейтинге далеко не всегда означает реальное превосходство одного гроссмейстера над другим, а с другой – состав супертурнира формировался задолго до его начала, поэтому изменить что-либо в последний момент было попросту невозможно.
Тем не менее магия цифр перед началом этого соревнования играла немалую роль. Дело в том, что Магнус Карлсен хотя и возглавлял, как всегда, мировой список рейтинга, но при этом позволил сразу нескольким шахматистам приблизиться к себе «на дистанцию пушечного выстрела». А конкретно: чемпион мира опережал Уэсли Соу (США) на 20 единиц, а Владимира Крамника (Россия) и Фабиано Каруану (США) – на 24. При этом Соу, Каруана и Крамник продолжали оспаривать друг у друга право быть включенными в ближайший турнир претендентов по рейтингу, что добавляло интриге нынешнего Norway Chess изрядную щепоть спортивного перца.
Описывая предстартовый расклад, мне (в силу какой-то загадочной ассоциации) пришло в голову перефразировать строчку знаменитой песни Владимира Высоцкого: «На дистанции десятка первачей...» Хотя каждому из знаменитых гроссмейстеров на таком турнире есть что доказывать, но ставки эти – в строгом соответствии с текстом песни! – заметно разнятся и очень сильно зависят не столько от внешних, сколько от чисто внутренних психологических обстоятельств.
Так, Магнус Карлсен жаждет у себя дома в Норвегии доказать землякам, что он, как и несколько лет назад, остается не просто чемпионом мира, первым среди равных, но и безоговорочным лидером мировых шахмат, а некоторое снижение его формальных спортивных показателей – не более чем временный спад. А вот обладателю второго рейтинга и победителю Гранд-чесс-тура Уэсли Соу наверняка хочется доказать шахматному миру, что его феерический прошлогодний взлет следует рассматривать как своего рода разгонный участок на пути к главной вершине – чемпионскому званию.
Перед старейшиной турнира экс-чемпионом мира Владимиром Крамником и молодым американским гроссмейстером Фабиано Каруаной стоят схожие между собой, но существенно иные, чем у Соу, задачи. Им нужно продемонстрировать, что неформальная вторая позиция в мире, на которую в прошлом году стремительно взлетел экс-филиппинец, должна по праву принадлежать не ему, а одному из них. Хотя, как известно, цыплят по осени считают, поэтому даже самые эффектные нынешние – или досадные поражения – все равно забудутся в случае вашего успешного выступления осенью на Кубке мира и уж тем более на турнире претендентов следующего года.
При таком взгляде на происходящее куда спокойнее остальных может чувствовать себя Сергей Карякин – единственный из участников (чемпион мира Магнус Карлсен, разумеется, не в счет!), который уже имеет официальное право выступать на турнире претендентов. Все это так, но супертурнир столь высокого уровня чем-то напоминает знаменитые Линаресы недавнего прошлого, которые величали даже неофициальными турнирными чемпионатами мира. Иными словами, победа на таком соревновании столь престижна и значима сама по себе, что не позволяет относиться к нему как к некому проходному или «тренировочному» турниру.
...И вот игра началась. Центральным поединком первого тура стала встреча Карлсена с Соу, в которой инициатива все время принадлежала чемпиону, однако и уверенные действия экс-филиппинца не давали усомниться в том, что ему удастся защитить свою несколько худшую позицию. Также вничью завершился и поединок россиян. Однако в нем после не вполне удачного решения Карякина на 14-м ходу стало казаться, что шансы Крамника на успех достаточно высоки. Но это была лишь видимость, а после энергичного выпада белого коня на 25-м ходу, с помощью которого Владимир, отказавшись от выигрыша пешки, попытался избежать перевода игры в ничейное ладейное окончание, произошло полное уравнение шансов.
Любопытно, что схожая ситуация во встрече первого тура между Хикару Накамурой и Анишем Гири разрешилась совсем иначе. В пусть и чрезвычайно коварном, но, безусловно, ничейном окончании молодой голландский гроссмейстер перехитрил сам себя и на 68-м ходу был вынужден поздравить «американского самурая» с победой. Зато сам Хикару, попав на следующий день во встрече с Левоном Ароняном в достаточно опасное положение, действовал очень аккуратно и удержал неприятное окончание без пешки. Зато в том же втором туре блестяще воспользовался недочетами экс-чемпиона мира Виши Ананда Владимир Крамник (причем черными!) и одержал чистую техническую победу.
В результате Владимир присоединился к Хикару Накамуре и после второго тура возглавил вместе с ним турнирную таблицу. Любопытно, что Крамнику в результате этого удалось по текущему рейтингу обойти Уэсли Соу и выйти на вторую позицию в мире.