0
4369
Газета Антракт Интернет-версия

09.06.2017 00:01:00

Энигмы "Музыкального Олимпа"

Тэги: никитина, музыкальный олимп, энигма


Ирина Никитина – эмоционально о музыке.		Фото из архива фонда «Музыкальный Олимп»
Ирина Никитина – эмоционально о музыке.
Фото из архива фонда «Музыкальный Олимп»

Для Ирины Никитиной, президента фонда «Музыкальный Олимп» и лидера одноименного фестиваля, который в 22-й раз прошел в Петербурге, этот сезон принес еще и телевизионный успех. На телеканале «Культура» вышла программа «Энигма», в которой Ирина беседует с выдающимися деятелями мировой культуры. О точке пересечения обоих этих проектов, о новом поколении дирижеров и о том, каких музыкантов она планирует пригласить выступить в России, Ирина НИКИТИНА рассказала музыкальному критику Владимиру ДУДИНУ.

– Фестиваль «Музыкальный Олимп» прошел уже в 22-й раз, и каждый год его ждут, чтобы услышать новых звезд классической музыки на старте их мировой карьеры.

– В этом заключается четкость концепта, дающего понять, что этот «дом» построен по уму. В апреле мне довелось побывать на фестивале «Интонация» в Еврейском музее в Берлине, который Елена Башкирова организовала как «филиал» своего же Международного фестиваля камерной музыки в Иерусалиме. Так вот семеро из двадцати его участников выступали в разные годы на «Музыкальном Олимпе»: пианист Денис Кожухин, скрипач Дайшин Кашимото, виолончелист Иштван Вардаи...  

– Сегодня принято «апгрейдить» свои фестивали, придумывать новые формы. Чем отличился «выпуск» этого года?

– В этом году «Музыкальный Олимп» решил не просто поддержать, но и вывести на международный уровень конкурс «Щелкунчик». Он уже открыл китаянку из Лондона Лею Чжу – чудо-ребенка, которого мы пригласили выступить у нас, она сыграла концерт Паганини. Ей 10 лет, и за ее игрой чувствуется не механика, а душа. Мне бы хотелось, чтобы «Щелкунчик» сделал понятной и открытой систему дальнейшего музыкального образования маленьких участников, позволял бы наблюдать за тем, как эти дети дальше развиваются. 

– Как появилась идея цикла ваших передач «Энигма» (еnigma (лат.) – загадка, – «НГ») на канале «Культура»?

– На телевидение не приходят после 50 – в этом возрасте оттуда обычно уже уходят. Не считала себя профессионалом в области ведения телепрограмм, но в результате все же согласилась на это предложение, потому что речь шла об интервьюировании интереснейших персон. Я прекрасно понимаю, что все они несут в наш мир высочайшее качество и созидание. 

Долго думала над названием передачи. Буквально под Новый год меня осенило: «Энигма!» Я обожаю эту музыку Элгара – его одноименные вариации. Она, с одной стороны, печальная, соответствующая облику Петербурга, а с другой – в ней есть невероятная энергия и красота. «Энигма» еще и потому, что для российской публики каждая из представляемых персон – немножко загадка. Да и когда еще представится шанс познакомиться, к примеру, с основателем Института музыкальной терапии? Многие и не подозревают о существовании этой действенно развивающейся науки. 

С интересом обнаруживаю связь между именитыми музыкантами и юными победителями с точки зрения «перспектив развития». Ведь и Даниэль Баренбойм выступал в 9–10 лет, и Марта Аргерих, и Анне-Софи Муттер с детства поражали своей игрой. Мне важно донести мысль о том, что когда исчезает музыкальное образование, дети перестают уметь говорить душой. Мое главное правило – не касаться интимных сфер, не приземляться до «кухни и тапочек». Я очень строго отношусь к интервью: «погружаюсь» в истории своих героев, «ныряю» в материал. И невероятно приятно впоследствии получать от них благодарные письма. Одна из певиц написала: «Неужели я такое сказала? На каких же я была облаках?», а Даниэль Баренбойм предложил записать еще парочку передач с ним. 

– Если на фестивале «Музыкальный Олимп» вы знакомите слушателей с юными музыкантами, то в «Энигме» вы знакомите зрителей с личностями, достигшими вершин.  

– Все мои герои – люди чрезвычайно широких интересов. Когда я говорила с Тимом Смитом, бывшим рок-н-рольщиком, то выбрала тему садов, потому что знала, что он сознательно устраивает концерты на холмах, понимая, что это не просто красиво, но делается ради гармонии слияния с ритмом самой природы. Или шотландская перкуссионистка Эвелин Гленни, у нее 3% слуха, поскольку она довольно поздно начала заниматься музыкой, став непререкаемым авторитетом в этой среде. Или Даниэль Баренбойм – человек, для которого определение «гений» не является громким словом, когда осознаешь масштаб его деятельности, его огненный темперамент, энергию, с которой он берется за все. Или Анне-Софи Муттер – энигма, потому что кажется такой безупречной, таким совершенством, а на самом деле она мама, не успевающая поиграть с утра Баха, потому что надо бежать к детям. Или Надя Михаэль – немка до мозга костей, демонстрирующая, что философия – основа ее жизни. И рядом с ней полный контраст – Кристина Ополайс, у которой все настолько инстинктивно, ведомо звериной интуицией. Не так давно я брала интервью у Кристы Людвиг – это не только кладезь информации, но и потрясающий шарм. Она оказалась человеком, с поразительным спокойствием рассуждающим о смерти: «Ну, это же просто переход. Правда, пока непонятно, в пластиковую бутылку или еще куда-то. А что вы хотите, если у меня перед домом похоронен муж, а за домом – собака с кошкой. Я попросила разрешения в Ратуше – мне позволили». 

– Вы беседовали и с дирижером Теодором Курентзисом, чьи музыкальные проекты сводят с ума самых искушенных экспертов. Какое он на вас произвел впечатление?

– Ну, вот он такой.  Он живет музыкой, не делая из карьеры политический инструмент. Он избрал путь, который в каком-нибудь провинциальном театре мог бы никто и не заметить. Где найдется на Западе такой сумасшедший, который будет репетировать по ночам? Впрочем, последнее десятилетие стало периодом, когда с десяток хороших дирижеров вскочило в этот звездный поезд – Дудамель, Нелсонс, Кирилл и Василий Петренко, Владимир Юровский.  

– Благодаря фонду «Музыкальный Олимп» в Москве и Петербурге уже несколько раз выступали топовые симфонические европейские оркестры. С каждым разом такие гастроли организовывать, вероятно, все сложнее?

– Пока у нас есть проект приезда Лейпцигского оркестра Гевандхауса, приуроченного к его 275-летию в 2018 году. Они приедут во главе с Андрисом Нелсонсом, к слову, тоже выступавшим в свое время на «Музыкальном Олимпе». И Саксонская штаатскапелла из Дрездена, и Берлинская штаатскапелла очень хотят приехать в Россию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1344
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3522
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1996
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2283

Другие новости