Актеры Кайл Маклахлен и Шерил Ли в первой серии третьего сезона. Кадр из телесериала «Твин Пикс»
В столице в один день прошли две церемонии награждения телевизионных премий: в Театре Российской армии награждали лауреатов первого международного телевизионного конкурса «ТЭФИ – Бессмертный полк», в зале «Россия» – лауреатов национальной телевизионной премии «Дай Пять!». На канале ТВ-3 спустя сутки после американской премьеры начался показ третьего сезона культового сериала «Твин Пикс», а Первый канал показал давно снятый 8-серийный «Петр Лещенко. Все, что было…».
Премия «Дай Пять!», организованная продюсерским центром Лины Арифулиной LA Group и каналом СТС, оказалась оригинальной в том смысле, что голосовали в ней онлайн дети (от 7 до 16 лет, с февраля по апрель, и вроде бы в количестве 2 млн человек) за свое самое любимое – от мультфильмов до спортсменов, но совсем не оригинальной по итогам. Достаточно взглянуть на часть лауреатов: «Любимый актер» – Федор Бондарчук (номинанты Данила Козловский, Сергей Светлаков), «Любимая актриса» – Вера Брежнева (номинанты Анна Хилькевич, Екатерина Волкова), «Любимый ведущий» – Дмитрий Нагиев (номинанты Павел Воля, Иван Ургант), «Любимая ведущая» – Ксения Бородина (номинанты Елена Летучая, Дарья Златопольская), «Любимая звездная семья» – Евгений Плющенко и Яна Рудковская (номинанты Павел Воля и Ляйсан Утяшева, Гарик Харламов и Кристина Асмус), – чтобы понять: голосовали они скорее за самых «крутых» – раскрученных в своей области, чем за самых любимых. Уверения устроителей: «Мы получили чистый срез детского интереса, самый честный выбор, который не зависит ни от связей, ни от знакомств, ни от благосостояния или чего бы то ни было еще» – как-то не убеждают. Дети живут здесь и сейчас, в соответствующей парадигме ценностей; похоже, понятия «самый раскрученный» и «самый любимый» отождествляются в их интернет-умах, и второе напрямую следует из первого. Хотя присуждение специального приза «Хочу быть как ты» актеру Павлу Прилучному, кумиру подростков еще со времен сериала «Школа», – кажется вполне оправданным.
Первый международный телевизионный конкурс «ТЭФИ – Бессмертный полк» (президент – Игорь Угольников) организован фондом «Академия российского телевидения» совместно с общероссийским общественным движением «Бессмертный полк России», а целью его названо «формирование единого информационного пространства для сохранения памяти о героях Великой Отечественной войны; просвещение, формирование в обществе уважительного отношения к истории России; привлечение внимания СМИ к судьбам ветеранов» – а за прошедшие после войны время, десятилетия и десятилетия, этого всего, что ли, не было?.. Немножко странно объявлять себя чуть ли не первопроходцами в такой области. Впрочем, благая цель, видимо, извиняет… Здесь в номинации «Телевизионный художественный фильм/сериал» победу одержала картина «Дорога на Берлин» (ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»), лучшим режиссером телевизионного фильма/сериала признан Сергей Мокрицкий («Битва за Севастополь»), лучшим телевизионным документальным фильмом – «Мое детство – эвакуация» (ГТРК «Оренбург»).
Нынешняя теленеделя началась событием мирового масштаба: показом третьего сезона культового сериала «Твин Пикс» (режиссер Дэвид Линч, сценарист Марк Фрост) в эфире канала ТВ-3 – причем через сутки после премьеры в Америке.
Существует только два по-настоящему легендарных телесериала, вернувшихся в эфир после огромного перерыва, первый из них – «Секретные материалы» (их ТВ-3 показал в прошлом году) и второй – «Твин Пикс». Четверть века назад вопрос «Кто убил Лору Палмер?» волновал миллионы зрителей по всему миру. Но и после того как создатели раскрыли тайну смерти героини, зрители не успокоились и требовали продолжения истории – таинственный и мистический мир, созданный Дэвидом Линчем, по-прежнему притягивал, как притягивало и сочетание многослойного запутанного сюжета и постоянной интриги.
В самом деле, «Твин Пикс» – один из самых загадочных сериалов в истории ТВ, если не самый: совы, которые не то, чем они кажутся, белая лошадь посреди комнаты, танцующий карлик в красном, обитель абсолютного зла черный вигвам и, наконец, полиэтиленовый пакет с телом девушки на берегу реки... Говорят, прообразом Лоры Палмер стала самая знаменитая «блондинка в беде» – Мэрилин Монро, говорят, именно работа над экранизацией ее биографии свела режиссера Линча со сценаристом Фростом, хотя проект тот так и не был запущен…
Третий сезон, в основе которого лежит возвращение агента Купера в странный городок, снимали как единый фильм и уже по завершении съемок разделили на 18 серий. Линч особо настаивает на том, что к новому «Твин Пиксу» надо относиться именно как к фильму, поделенному на серии, а не как к следующим друг за другом сериальным эпизодам. Длительность первой серии – два часа, остальных – по 60 минут. К съемкам были привлечены многие актеры из первых двух сезонов, в том числе исполнительница роли Лоры Палмер Шерил Ли и исполнитель роли спецагента ФБР Дейла Купера – Кайл Маклахлен. Из новичков в третьем сезоне снялись такие звезды, как Моника Беллуччи, Тим Рот, Наоми Уоттс, Эшли Джадд, Джим Белуши. По требованию Линча все детали истории держатся в строжайшем секрете, команда и актеры не имеют права говорить под запись о сериале до конца его трансляции (а он будет выходить по эпизоду в неделю и закончится к осени).
Первый канал показал наконец биографический сериал «Петр Лещенко. Все, что было…» (режиссер Владимир Котт, сценарий Эдуарда Володарского), снятый еще в 2013 году и тогда же показанный на украинском канале «Интер». Он о нелегкой, складывавшейся на фоне мировых катаклизмов судьбе одного из самых популярных в советском обществе певцов – Петре Лещенко. Скорее качественный, чем наоборот, сериал этот более всего хорош игрой Хабенского («тот же хулиганский взгляд, та же улыбка, та же нервность» – Котт о сходстве актера с оригиналом), но вот насчет вокального исполнения... Перед съемками Константин Хабенский и Иван Стебунов (герой в молодости) брали уроки вокала – к ним, как к исполнителям, претензий нет. Однако мне кажется, если герой назван своим настоящим именем (а сериал – биографическим), должны звучать оригинальные авторские записи. Был бы имярек – пусть с той же узнаваемой биографией – было бы позволительно использовать кавер-версии в актерском исполнении. Получается, биография – реальная, герой – реальный, но без своих неповторимых голоса и манеры исполнения. И не понять, за что же так слушатели любили певца Лещенко и почему за его недолгую жизнь им было записано 300 пластинок.