0
4565
Газета Антракт Интернет-версия

26.05.2017 00:01:00

В Москве завершился второй этап Гран-при ФИДЕ

Марина Макарычева

Об авторе: Марина Макарычева – шахматный комментатор.

Тэги: фиде, гран при, шахматы, дин лижень, гахрияр мамедъяров, илья мерензон, кирсан илюмжинов


фиде, гран при, шахматы, дин лижень, гахрияр мамедъяров, илья мерензон, кирсан илюмжинов Победитель московского этапа Гран-при ФИДЕ китаец Дин Лижень (справа). Фото Агентство «Москва»

В Москве, в здании Цетрального телеграфа, завершился второй этап Гран-при ФИДЕ. В нем доказывали свое мастерство 18 известнейших гроссмейстеров, среди которых пятеро россиян. Перед началом турнира наилучшими представлялись шансы Александра Грищука, выигравшего – вместе с  азербайджанцем Шахрияром Мамедъяровым и французом Максимом Вашье-Лагравом – первый этап Гран-при. Четверо других представителей нашей страны подобного задела не имели, но тем не менее и Петр Свидлер, и Ян Непомнящий, и Евгений Томашевский, и Эрнесто Инаркиев вполне могли надеяться в случае победы в Москве включиться в борьбу за две заветные путевки на турнир претендентов. 

Отборочный характер многоборья накладывал зримый отпечаток на игру лидеров, так как его формула, в соответствии с которой в зачет идут все три выступления каждого из гроссмейстеров, побуждала тех, кто уже успел создать себе задел по итогам первого этапа, действовать подчеркнуто сдержанно. Именно этим объясняется короткая получасовая ничья во встрече заключительного тура между Мамедъяровым и Вашье-Лагравом, после которой оба гроссмейстера превратились в зрителей, с интересом наблюдавших за партиями конкурентов, в первую очередь – за поединком Бориса Гельфанда с китайцем Дином Лиженем. С первых же минут стало ясно, что израильский гроссмейстер настроен в этой партии невероятно агрессивно, а весьма элегантная, но, как выяснилось вскоре, не вполне корректная жертва фигуры, предложенная им на 20-м ходу, лишь подтвердила это. Так или иначе, но китайский шахматист отреагировал безупречно, а когда, пытаясь раздуть затухающий огонь атаки, Гельфанд пожертвовал еще и качеством, Дин Лижень уверенно реализовал лишнюю ладью. В результате он стал единоличным победителем московского этапа, переместившись с 240 очками на вторую позицию общего зачета Гран-при. После своей победы молодой лидер китайских шахмат просто сиял. И мой первый вопрос оказался чисто риторическим. 

Вы счастливы?

– Да, я очень-очень счастлив! Всю ночь перед партией я старался настроиться на бой, но не мог поверить, что мне удастся выиграть турнир. Я очень счастлив!

А как проходят ваши встречи с Магнусом Карлсеном?

– Пока я ему уступаю... 

Но вы надеетесь когда-нибудь в матче обыграть чемпиона?

– Надеюсь, но до этого еще очень далеко (смеется).

Не столь веселым выглядел в эти минуты Шахрияр Мамедъяров, который хотя и занял в Москве чистое второе место, но, набрав «по сумме двух движений» 280 очков, возглавил претендентскую гонку. 

В последнем туре ты быстро согласился на ничью в чуть лучшей позиции. Не хотел рисковать?

– Я очень устал. За полтора месяца сыграл без перерыва три крупных турнира. Когда же проанализировал свои последние партии, то поразился, насколько я сдал, и понял, что не имею права рисковать.

Тем не менее после двух этапов ты вышел в лидеры общего зачета...

– Да, но это очень коварная ситуация. Ведь зачет ведется по всем трем турнирам, в которых участвуешь, и если окажешься в плохой форме, то... Короче, к последнему этапу надо очень хорошо подготовиться.

...а если все пройдет удачно, то сделать и еще один рывок. Кстати, как ты обычно играешь с Магнусом Карлсеном?

– По-разному... Первую партию я у него выиграл, а последнюю проиграл. Но если буду играть так же, как в этом году, то все будет хорошо.

Неплохие шансы поравняться с Шахрияром Мамедъяровым имел на финише  Александр Грищук, однако эндшпиль с лишней пешкой, которую голландец Аниш Гири пожертвовал Александру еще в дебюте, оказался, увы, ничейным. Тем не менее Грищук с Вашье-Лагравом остались после двух этапов Гран-при на третьем-четвертом местах общего зачета и, имея по 211,4 очка каждый, сохранили шансы в споре за выход в турнир претендентов. Помимо них в большой дележ 3–9-го мест попал и Петр Свидлер, а поскольку семикратный чемпион России не участвовал в первом турнире серии, то он (как и Дмитрий Яковенко) сохранил шансы на успех в случае удачного выступления на двух заключительных этапах, которые пройдут в этом году в Женеве и в Пальма-де-Мальорке. 

Насколько успешным оказался турнир с точки зрения компании World chess, которая обладает коммерческими правами на проведение турниров чемпионского цикла, ответил ее глава Илья Мерензон:

– Успех или неуспех турнира характеризуется двумя факторами: освещением в мировых СМИ и онлайн-аудиторией. Часто успех определяется интригой турнира, качеством игры. На этот раз интрига была захватывающая.

А какова коммерческая окупаемость турнира?

– Каким бы ни был прекрасным один отдельно взятый турнир, рентабельным он никогда не станет. Свои дорогостоящие технологические разработки мы сможем, говоря бизнес-языком, амортизировать лишь за несколько турниров, за несколько лет. Поэтому точный ответ на ваш вопрос я смогу дать только по окончании всего двухлетнего цикла.

Сейчас в ФИДЕ весьма непростая ситуация, которую некоторые  называют расколом. Как это сказывается на проблемах проведения турниров и, в частности, на проблеме нахождения спонсоров?

– На протяжении многих лет Кирсан Илюмжинов был своего рода ледоколом, который или находил спонсоров, или выделял деньги сам. Сейчас же мы меняем подход, чтобы появились не только спонсоры-жертвователи, которые дарят нам деньги и не получают почти ничего взамен, но и инвесторы, получающие от своих вложений ту или иную выгоду. При этом мы проходим очень непростой период, так как вынуждены работать в ситуации конфликта президента Илюмжинова с центральным аппаратом ФИДЕ, и конфликт этот нам очень невыгоден.  Потенциальные спонсоры не хотят вникать в конфликтные вопросы, их совершенно не интересует, кто прав, а кто виноват. Однако сам Илюмжинов проводит большую работу по привлечению спонсоров, и старания его усиливаются в последнее время, так как он объявил, что, несмотря ни на что, на следующих выборах будет баллотироваться в президенты.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1279
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3398
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1926
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2224

Другие новости