Власик (Константин Милованов) обеспечивает Сталину (Леван Мсхиладзе) не только безопасность, но и заботу и уют. Кадр из сериала
Вчера на Первом канале завершился новый сериал «Власик. Тень Сталина» (режиссер Алексей Мурадов). Две недели главный канал страны показывал в прайм-тайм миллионам своих зрителей перипетии судьбы начальника сталинской охраны. По завершении 14-серийной биографической, как обозначено, ленты нам покажут еще и документальный фильм «Дневник охранника вождя».
Социальные сети гадают: чем обусловлен выбор именно этого героя? Неужто все настоящие герои позаканчивались и пришло время проявлять живой интерес к поварам, медсестрам, слугам и теням сильных мира сего? Общество должно проникнуться сочувствием к верному служаке, десятилетиями возглавлявшему охрану вождя и под конец своей деятельности арестованному, но потом помилованному? А также прочувствовать романтизм сталинской эпохи и в очередной раз соприкоснуться с лубочным образом Сталина?
Он здесь чудесный, такой симпатяга с чеканным профилем (Леван Мсхиладзе), в первой серии расхаживающий в светло-голубых френче и галифе. Мягкий, неспешный, снисходительный, мудрый. При явном покушении – некая курсистка (вроде они существовали только до 17-го года?) взрывает бомбу в паре метров от него – увещевает свое окружение: мол, не стоит увеличивать охрану, наверное, девушка хотела с парнем разобраться, да перепутала. Прогуливаясь по пляжу с совсем ветхим и, кажется, маловменяемым Горьким, принимается декламировать (автор слабо подхватывает): «Над седой равниной моря гордо реет буревестник». Услышав тюремный хит «С одесского кичмана сбежали два уркана», поднимается и стоя хлопает исполнителям. А назначенного к себе в охрану Колю Власика приветствует рукопожатием и словами: «Рад, что вы присоединяетесь к нашей маленькой семье». Так мило.
Главный герой (лицо как с советского плаката, весь ладный и косая сажень в плечах; актер Константин Милованов) – отлично зарекомендовавший себя оперативник ОГПУ, преданный делу революции и лично товарищу Сталину. Он не только круглосуточно печется о безопасности вождя, он обустраивает быт его семьи и становится прямо мамкой его детям – Аллилуева показана вздорной и не приспособленной к быту дамочкой, нелегко с ней и мужу, и окружению, ну а скоро она и вовсе отправляет себя в распыл…
Когда из заграницы (тот же враг, что и сегодня!) прибывает некий белогвардеец-контрреволюционер для покушения на Сталина – Власик это дело успешно предотвращает. Становится главной опорой и поддержкой генералиссимуса и одним из самых влиятельных людей эпохи. (Прямо эпос и сказание!). А вот показ хроники в начале каждой серии – не запрещенный прием? В том смысле, что хроника ведь придает определенную достоверность последующему игровому материалу.
Как большинство сериальных «сталинских» поделок, «Власик…» – телевизионный продукт очень среднего качества (производство «Пиманов фильм»), одновременно и идеологический, и развлекательный. Театральностью, «сделанностью» несет от каждого кадра – кажется, даже парики различаешь, не говоря уже о павильонной съемке. Продукт этот хочется назвать даже не сериалом, а глобальной 14-серийной реконструкцией; они у нас, как правило, приукрашенные и неумелые.
Вчера, в четверг, прошли заключительные серии «Власика...». А завтра – субботним утром на Первом – будет показан документальный фильм «Дневник охранника вождя». Из пресс-релиза: «В нашем фильме будут использованы уникальные материалы – личные дневники генерала Власика. Мы покажем и прочитаем их впервые. Мы расскажем о том, как Власик пришел в охрану Сталина и стал правой рукой Хозяина в отношениях с его семьей. И это тоже правда – Власик не только охранял вождя, но и фактически воспитывал детей Сталина. Не останутся в стороне и государственные обязанности Власика. Зрители узнают о том, как главный телохранитель Сталина выстраивал систему охраны «первого лица» и т.д. и т.п.
Что это, закрепление пройденного материала? Повтор его, но в другом жанре – документальном? Зачем на главном канале страны посвящать столько эфира человеку, называвшему себя «цепным псом вождя»?
Ну а в воскресенье днем здесь – очередная серия из цикла «Страна Советов. Забытые вожди», который представлен в пресс-релизе как «документально-исторический цикл фильмов, рассказывающий о ключевых фигурах в руководстве Советского Союза в период с 1917 по 1953 год: Феликс Дзержинский, Климент Ворошилов, Семен Буденный, Вячеслав Молотов, Андрей Жданов, Виктор Абакумов, Лаврентий Берия. Их имена известны всей стране и сегодня, но мало кто помнит, какими они вошли в историю и что сделали для своего государства».
Можно ли назвать докудраму с актерами документально-историческим фильмом – большой вопрос. И еще больший – почему в послепраздничных майских премьерах Первого канала представлено такое количество «ключевых фигур» сталинской эпохи?
Мы не соскучились.