Посетителям предлагали смастерить свою открытку и бросить ее в почтовый ящик.
Море открыток. Они заполняют расставленные гармошками стенды, заполняют коробки и фотографические альбомы, кипами мостятся на столиках. На них – шедевры мировой живописи вроде Тициана и Врубеля, знаковые моменты российской жизни, например учреждение в 1666 году почты или открытие в 1724 году Академии наук. Это портреты генералиссимуса Суворова и, уже после революции, воодушевленный Ленин, парящий над трибуной. Затем, в середине XX века, – открытки с фото фигуристов. Молодой Алексей Мишин с Татьяной Москвиной. Все это – наше прошлое.
Изобретатели открытки вряд ли подозревали, что они не просто придумали удобный вид почтового отправления, а дали толчок новому виду искусства. Первую почтовую карточку напечатали в 1869 году в Австро-Венгрии, а в 1870–1871 годах у солдат франко-прусской войны родилась идея: на карточках, посылаемых родным, они стали рисовать картинки. Славу издателей первых иллюстрированных почтовых карточек поделили книготорговцы Леон Бенардо из Бретани и Александр Шварц из Ольденбурга. Карточки называли «открытое письмо», откуда и образовалось слово «открытка».
Открытка покорила Европу. Когда она вошла в обиход в России, то был выпущен запрет правительства писать на них «чего-либо противного законам, общественному порядку, нравственности и приличию». Первую российскую открытку выпустили в 1895 году. Современные выставки в полной мере дают понять, какое большое значение имеет этот артефакт в искусстве, истории, изучении быта, вкусов и стилей каждой эпохи. На бумажные прямоугольники, проскальзывающие в щели почтовых ящиков, проецируется вся наша жизнь.
На II Международной специализированной выставке PostCardExpo-2008 было выставлено огромное количество открыток, начиная со времени их появления и заканчивая нашим днем. Каждый сектор выставки представлял свою жанровую тематику. Открытки были даны в обрамлении реалий отображаемой ими среды. На стендах, посвященных банкам, – черно-белые открытки с фотографиями зданий банков в городах России: Челябинске, Владивостоке, Иркутске и Чите. Рядом – образцы старинных денег, среди которых редкие экземпляры бумажной мелочи, а именно банкноты номиналом в 1, 2 и 5 копеек.
На бумажные прямоугольники проецируется вся наша жизнь. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |
Другой сектор посвящен нефтяному промыслу. Галерея открыток представляет горящие буровые вышки и нефтяные фонтаны в Баку. Есть раздел, посвященный популярной теме сравнения старой и новой Москвы. В начале ХХ века фотографы, озабоченные меняющимся видом города, решили запечатлеть на открытках Москву уходящую. Вот вид на Москворецкий мост, которого уже нет в природе, вот Красная площадь, не вымощенная булыжником, вот совсем узкая Тверская. Сейчас москвоведы, снимая те же места, сравнивают, как изменился облик столицы.
В лавочке, посвященной виноделам, – открытки, с изображением сына «короля русской водки» Петра Арсеньевича Смирнова Владимира, который создал во Франции водку Smirnoff. На черно-белой открытке – портрет коммерсанта в компании с бурым мишкой, держащим на подносе ценный продукт. Здесь же – «стреляющая» бутылка шампанского на открытке «С Новым годом!» из серии «Шампанское в России» и серия французских carte postale, посвященных визитам русских императоров во Францию. Помимо раритетных открыток и плакатов – Мейл-арт – современный проект «Галереи ХХ века». Течение основал американский художник Рэй Джонсон, делавший открытки, используя смешанную технику и коллаж. Сегодня в него влились и русские художники. На PostCardExpo-2008 посетителям предлагали из цветной бумаги смастерить свою открытку и бросить в почтовый ящик. Настоящий.