На «Винзаводе» в галерее Марата Гельмана проходит выставка «Синих носов» «Голая правда / Современная история глазами обывателя».
Министр культуры Александр Соколов был не прав. Как не правы многие, высказывающие свое мнение в запале. Если что-то не нравится, лучше промолчать. Назвав выставку «Синих носов» – Вячеслава Мизина и Александра Шабурова «порнографией» и «позором России» (кстати, «позор» по-польски означает «внимание»), министр устроил художникам громкую рекламу. А журналистам только дай чем-нибудь поживиться. Правда, слава дорого стоит: пиар был сдобрен запретами, судебными исками и процессами. Попытка запретить парижскую выставку «Соц-арт / Политическое искусство в России» вызвала международный скандал, который обсуждали Владимир Путин и Николя Саркози. Говорят, с выставки изъяли более 50 работ. Впрочем, это не помешало (а скорее даже помогло) показать их затем в Берлине, Японии и Дании. Великие добились обратного эффекта. Скандальная картина «Целующиеся милиционеры» стала известнейшей работой соц-арта. Ныне выставку с кодовым названием «Позор России!» можно увидеть в Москве.
В серии работ «Голая правда / Современная история глазами обывателя» «Синие носы» использовали одну из современных техник – фотоколлаж. Перед нами пространство ничем не примечательной советской комнаты. Обычный сервант, дешевые обои, кушетка, половик, на тумбочке – старый дисковый телефон, торчит кусок стенного календаря. Вот на этой сцене и разыгрываются игриво-эротические сцены. Их участники Гарри Поттер и Шрек, бен Ладен и Кондолиза Райс, Владимир Путин и Джордж Буш, Александр Пушкин и даже (вот кощунство!) Иисус Христос. К стройным и тучным, порой довольно неприглядным, обнаженным телам, громоздящимся на кушетке в неприличных позах, приделаны непропорционально крупные головы знаменитостей. С мимикой, подобранной согласно ситуации. Что же это? В компоновке героев, по сути, нет никакого порядка и смысла. А он и не предполагается. Мэрилин Монро может обниматься с бен Ладеном, принцесса Диана – оседлать Бориса Березовского, Саддам Хусейн обнимается с Хиллари Клинтон.
Логично, что вся эта вакханалия не вызывает ни капли восторга. А это и не есть сверхзадача, ибо смысл выставки не в эстетике, а в антиэстетике, стоящей на службе глубокого внутреннего протеста. Протеста не политического, а культурного. Знаменитые личности в данном случае не самоцель, они не играют привычной роли. И собственно, у художников не было цели их оскорбить. В данном случае они – материал, сырье, которое сыплется на ошеломленного обывателя со страниц газет, с экрана телевизора, баннеров интернета. В этой «голой правде», доведенной до абсурда, – попытка показать суррогат и лубочность современного мира. Картины «Синих носов» чем-то похожи на серию комиксов. Они напоминают об убогости и нелепости рекламных роликов, о мелькающих на экране клиповых нарезках, о пошлости и глупости бесконечных юмористических шоу. От этого в голове простого зрителя (которую в данном случае символизирует комната) образуется такой же винегрет или, лучше сказать, помойка, свалка. Край реки, где в желтой пене болтается куча намокшего и склизкого хлама. Замкнутый и тусклый мирок, где вместо голов – бутылка пива и тарелка с салатом. И только бен Ладен разгуливает где-то на воле, в пампасах. Резюмируя, можно сказать, что выставка «Синих носов» – это шоковая терапия от искусства, а скандал, который вокруг нее разыгрался, в общем-то был предсказан, логичен и просто необходим.