Персонажи «Роланда» страдают галлюцинациями. Партию рыбачки Ойриллы исполняет Джулиан Бэнс.
Фото Армина Барделя
Театр «Ан дер Вин» – не просто из старейших в Вене. Его строили на деньги масонов, а первым директором стал Эмануэль Шиканедер, либреттист «Волшебной флейты». Здесь работал Бетховен, шли премьеры Клейста, затем цвела оперетта и был показан первый в городе канкан. Теперь «Ан дер Вин» вернулся к тому, с чего начинал. Он вновь стал оперным домом. В его репертуаре и современные авторы, и классика.
Это и случай оперы Orlando Paladino (на русском языке известна как «Рыцарь Роланд» и «Роланд-паладин»). Она – особенная у Гайдна. Он создал «Роланда» в 1782 году в ожидании приезда во дворец Эстергаз будущего императора России. Годом ранее композитор посвятил великому князю Павлу шесть струнных квартетов, и поныне называемых «Русскими».
В ожидании нового визита гайдновский меценат, князь Эстерхази, заказал новую итальянскую оперу. Но в этот раз великокняжеская чета так и не посетила дворец Эстергаз. Что, впрочем, не помешало Orlando стать одной из популярнейших опер Гайдна, тем более что либретто основано на героической поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». На партитуре этой оперы впервые указали – «Знаменитый господин Джузеппе Гайдн». И именно после барочного еще по сути «Роланда» Гайдн обратился от жанра dramma eroicomico к просто dramma eroico, ею стала «Армида».
Команде венского театра «Ан дер Вин» удалось поставить «Роланда» как вещь действительно трагическую, несмотря на обилие комического. Это чистый смех сквозь слезы. Страдающие галлюцинациями герои лечатся в психиатрической клинике, они подчеркнуто театральны, начиная с выхода первой из появляющихся на сцене – рыбачки Ойрилла (ее партию поет Джулиан Бэнс). В финале рыбачка станет женой самого Роланда, благородного рыцаря, своим безумием предвосхищающего рождение Дон Кихота (овации тенору Курту Штрайту, знаменитому моцартовскими партиями). Между двумя событиями проляжет жутко запутанная и галлюциногенная по форме интрига. Она включает в себя и фантастические превращения – дело рук волшебницы-психиатра Алкины (Элизабет фон Магнус), и трусость обаятельного оруженосца Паскуале (Маркус Шефер ), а главное – любовь Медоро и королевы Анджелики (Бернард Рихтер и Ева Мэй). В итоге все кончится хорошо, даже дикари отступят, но последние слова оперы «Хотите быть счастливы, так любите тех, кто вас любит!» навевают скорее тихую грусть, чем способны стать правилом жизни.
Британец Кейс Уорнер известен спектаклями от Брюсселя и Гамбурга до Парижа и Байрота. В Вене он выступил режиссером, способным выдержать баланс между площадной шуткой и метафизической тоской. Вместе с художником Эшли Мартином-Дэвисом он создает мир, по-цирковому пестрый и философски раздумчивый. Раскрашенные мотоциклы, деревянные лошади и всадники с электрошокером населяют столь психологически отточенные мизансцены, что думаешь – вот оно, качественное ревю XVIII века, и посмеяться тебе, и задуматься.
Едва ли не главным героем вечера стал Николаус Арнонкур и созданный им еще 54 года назад ансамбль Concentus Musicus Wien. За это время и дирижер проделал путь от новатора, безжалостно преследуемого за свои эстетические принципы Караяном, к классику аутентичного исполнения, и оркестр в своей весовой категории стал одним из лучших в мире. Вместе они давно уже работают над «Роландом-паладином», исполняли оперу концертно и даже записали пару лет назад диск с Патрисией Петибон и Михаэлем Шаде. И в записи чувствуется это мастерство дирижера и оркестра, играющих Гайдна так, будто тот и не современник Моцарта. Но именно в Вене им довелось придать изящным партиям и забавным репликам ту глубину, на которую способны лишь живой звук, реальные певцы и настоящая сцена. Хотя порой она и напоминает порой сумасшедший дом, зато такая прославленная.