Я играю Аллилуеву, которая предпочла смерть ненависти. Ведь Сталин ее в порошок стер.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
В 2006 году Мирра Тодоровская сняла фильм "Жена Сталина".
Впервые после смерти Надежды Аллилуевой кинематографисты решились на подробное исследование ее судьбы.
Творческий эксперимент Тодоровской вдохновил продюсера и режиссера Алексея Пиманова на еще более смелый замысел – он в 2007 году приступил к съемкам фильма «Охота на Берию», исследуя жизнь одной из самых страшных фигур в отечественной истории – Лаврентия Берии.
Он же не так давно запустил в производство картину «Галина Брежнева».
Итак: Аллилуева, Берия, Брежнева – какими же они были (или могли быть) на самом деле? С чем всязано их возвращение?
Аллилуева
Ольга Будина, исполнительница главной роли в фильме «Жена Сталина»
– Надежда Аллилуева в вашем понимании – трагический персонаж?
– Да, и играть это страдание ужасно сложно. Но я эту роль люблю, потому что в финале, несмотря на невероятные муки и депрессию, в которую ее вогнал Сталин, она простила его. Как любящая жена простила, потому что он, живя с ней, еще не совершил тех преступлений, которыми так «славен» на весь мир 37-й год. Надежда умерла в 32-м!
В глазах общества Надежда Аллилуева – жертва. В моем же представлении она восставшая против унижений женщина. Она сознательно принимала от Сталина все (а он над ней издевался изощренно, безжалостно), любя его и понимая, что ему нужен тыл. В фильме есть эпизод: Надежду выгоняют из партии. И все знакомые удивляются: ну что же ты не сказала, кто твой муж? Тебя бы не посмели выгнать, оставили бы. Аллилуева совершенно искренне удивлялась этим вопросам и отвечала: «Я боялась ему навредить». Она очень любила Сталина.
– Сталин в фильме постоянно говорит жене: «Ты тупая, дура»!
– Не коварная, не подлая и выгоды своей не понимает. Не понимает, какое небо в алмазах ее впереди ожидает. Конечно же, она просто непроходимая тупица. К тому же прямая противоположность Сталину: у нее никогда не было наполеоновских планов. Она хотела иметь крепкую любящую семью.
– Вы в фильме очень просто одеты, я бы сказала – никак... Аллилуева не следила за модой? Или не следила за собой?
– Она же выросла на глазах у Сталина. Она знала его привычки, все его предпочтения с детства; видела, до какой степени он сам был аскетом, и в этом смысле старалась быть ему ровней.
– Периодически подруги говорят Аллилуевой, как страшен, опасен для общества ее муж. Зачем они это делают?
– Им нужна ее помощь┘ Они хотят что-то изменить, но совершенно не думают, какую боль причиняют Аллилуевой. В этом смысле они жестоки. Информацию, которую она получает о действиях мужа – не только о его мужских изменах, – ей трудно переваривать. В итоге она и не переваривает. Не важно, кто в итоге нажал на курок. Ее в любом случае убили. Я играю Аллилуеву, которая предпочла смерть ненависти. Ведь Сталин же ее в порошок стер.
– Как и страну.
– Да. И она это вдруг очень ясно понимает. У нее начинается жесточайшая депрессия, потому что она не в состоянии ненавидеть. А любить Сталина ей уже не за что. И это страшная трагедия: Аллилуеву не интересует революция, и на мировой пролетариат чихать она хотела. Она хочет любить и быть любимой. Она раба любви.
– Подруги Надежды считали, что, если она бросит Сталина, он озвереет. Бросить Аллилуева не смогла. Но после ее смерти он нравственно «издох» и озверел.
– Да. Как ни странно, Аллилуева, будучи рабой любви, была хозяином своего мужа. Есть поговорка: если хочешь стать хозяином – стань его слугой. Вот она была таким слугой-хозяином. Поводырем. И ее уход он, конечно, не пережил. Обозлился, расстрелял миллионы сограждан и умер как нравственное существо навсегда.
– Если Аллилуева была человеком сильным – почему пошла на самоубийство?
– Она была всего лишь женщиной. Понять, что твой муж убийца, циник, который постоянно спит с какими-то малолетками┘ Это же невозможно?! Крупской было проще пережить измены Ленина, его жестокость по отношению к «врагам народа», потому что у нее была страсть к революции. У Аллилуевой был только Сталин.
Берия
Алексей Пиманов, продюсер фильма «Охота на Берию»
– Фильм «Охота на Берию» – исторический детектив, мелодрама?
– Это и приключение, и мелодрама, и, конечно же, мейнстрим. Но если уж говорить о сверхзадаче, я бы хотел этим фильмом сказать, что стремление к власти, жажда любыми средствами стать императором приводят чаще всего к тому, что императора кончают одним выстрелом где-нибудь в бункере.
События фильма начинаются в ту знаменитую ночь 1953 года, когда Сталина хватил удар и Берия, вместо того чтобы помочь, добил Иосифа Виссарионовича. Он дал ему умереть, не вызвав врача. Более того, как известно, он не дал и никому другому из окружения вождя вызвать ему врача. Берия наорал на охрану и сказал, что не надо беспокоить товарища Сталина, он спит. Позже, стоя на трибуне Мавзолея, он признался Молотову: это я Сталина убрал┘
– Неужели в период борьбы за власть вокруг поста генсека можно было сделать такую грубую ошибку – признаться Молотову в таких вещах?
– Берия к тому моменту был абсолютно уверен в своей победе. Он считал себя фигурой намного мощнее, сильнее, умнее всей той команды, которая была вокруг Сталина. Он был уверен в своей непогрешимости! Кстати, объединив после смерти Сталина под эгидой МВД все спецслужбы, он же замучил Политбюро, писал им письма, например, такого содержания: «МВД считает, что Германию надо объединить», или «МВД считает, что надо провести реабилитацию», «МВД считает, что не надо носить портреты членов Политбюро на демонстрациях». Представляете, как они воспринимали все это, особенно последнее?
– Как паранойю?
– Напротив, чрезвычайно серьезно. Логика: раз мой портрет не несут на первомайской демонстрации, значит, меня скоро уберут. Берия был, безусловно, реформатор, но очень циничный. Он четко заявлял, что партия не должна вмешиваться в дела правительства: идеологией должна заниматься партия, а правительство должно заниматься управлением страной. Он очень четко собирался разделить функции ветвей власти. Берия – первый, кто произнес слово «реабилитация», первый, кто закрыл дело врачей. Я не собираюсь обелять эту фигуру, я ее не люблю. Но именно Берия после войны занимался ядерным проектом, а не НКВД┘ И атомное строительство в СССР – во многом его заслуга. Он был жестокий, жесткий, страшный управленец, но он был великий управленец – и это известный факт. Другое дело, сколько на нем крови.
После того как Сталина хватил удар, Берия пошел на балкон Большого Кремлевского дворца и, глядя на Соборную площадь, слегка улыбался, не скрывая своего счастья: его буквально распирало, он – император, пришло его время! Так начинается мое кино, это художественный прием!
Кстати, небольшое отступление – у Берии каждую субботу был спортивный день, он тягал штанги, бегал на лыжах, одним словом, держал себя в прекрасной форме, был физически вполне силен. Казалось бы, перед ним расстилалось такое┘
Заканчивается фильм расстрелом этого человека в бункере.
– Он был жалким в момент расстрела?
– Есть разные версии. У нас – нет.
Вообще вся линия Берии прописана необычно. Упор мы сделали на его большой любви. То была знаменитая Ляля Дроздова! Берия последние два года жизни реально уходил из семьи к ней. И у его жены и сына была настоящая трагедия.
– Берия по-настоящему любил что-то, кроме власти?
– Да. Он сильно влюбился в 16-летнюю девочку. Потом ей стало 20, она родила ребенка от него. Если верить документам, а не легендам, последние два года Берии было не до развратных похождений. По свидетельству его охранника, он работал сутками и жил на две семьи. Жена Берии, Нина Теймуразовна, копила деньги и собиралась построить домик в Сухуми, чтобы уйти от Берии.
А знаете, кто «сдал» Берию? Ляля. Причем я пытался в деле Лаврентия Павловича найти тот знаменитый список 200 женщин, которых он якобы изнасиловал. Не нашел, так как в реальном деле фигурирует только одна растленная им женщина – Ляля Дроздова. Потому что показаний против Берии не дала ни одна женщина из этих двухсот. В нашем кино Нина Теймуразовна идет к своей молодой сопернице после ареста мужа просить ее не давать показания против Берии. Дроздова сказала: «Мне надо ребенка спасать, и поэтому я показания дам!» Спасла┘ А вот Нина Теймуразовна попала в тюрьму на полтора года┘
– Ваш Берия не вызывает ужас, ему хочется сострадать┘
– Он был ярчайшим воплощением своего времени. А время было такое, что вызывало ужас и сочувствие. Берию я, мягко скажем, не люблю. Но этот человек стоял первым в ряду наследников Сталина. И все понимали, что в этом положении долго стоять нельзя: ударят или снизу, или сверху. И что должен был делать Берия, понимая неоднозначность своего положения? Двинуть все вперед, подтолкнуть развитие ситуации к тому финалу, которого ждал он, а не которого ждали его соперники.
– Кто играет Берию?
– Гришечкин┘ довольно похожий внешне на Лаврентия Павловича. Но с самого начала была задача: не играть маску; понять Берию не через его работу в Кремле, а через то, что он делал дома, как вел себя в семье. У Геббельса было пять детей, он играл с ними, желал им добра и светлого будущего. Но как это совместить с газовыми камерами, с пытками политзаключенных в концлагерях? Понятно, что подобное двуличие – патология. Двуличен был и Берия. Но через историю его жены и любовницы я хотел понять: что он был за мужик? В фильме на суде есть потрясающий момент. Вызывают Лялю, которую он увидел впервые за полгода разлуки. По протоколу, судья попросил Дроздову рассказать, как она была изнасилована Берией. Она подробно, с чувством рассказала. Хотя! Все было иначе. Ее мама долгие годы сожительствовала с Берией и познакомила с ним свою дочь. И благодаря возникшей любви Лаврентия Павловича к Ляле жили они как у христа за пазухой. А как только все произошло – первые же Берию и сдали. После монолога Ляли, которая последние годы жила с ним в гражданском браке, Берию спросили: «Вы подтверждаете слова Дроздовой?» Он ответил: «Я ее не насиловал, я ей помогал материально». Мне была важна эта реакция Берии, она выпукло показала: человек, который в начале фильма шел по Кремлю и видел весь мир у своих ног, в конце оказался щенком, с которым делают все что хотят.
– А мог бы Берия стать реформатором?
– После смерти Сталина он объявил амнистию, закрыл дело врачей, хотя, казалось бы, зачем? Добивай дальше. И первый произнес слово «реабилитация». Запретил пытки. Это был бы жесточайший диктатор, реформатор, но, наверное, в разнос страну не отправил бы, как отправил Хрущев.
Галина
Алексей Пиманов, продюсер фильма «Галина Брежнева»
– Галина Брежнева своими неоднозначными поступками сильно будоражила страну. Плюс ее судьба и все ее похождения были использованы Андроповым, чтобы свалить команду Брежнева. Мы нарочно почти убрали за скобки все громкие уголовные дела – и про Елисеевский магазин, и про убийство Зои Федоровой, и про историю с Бугримовой┘
Галина Брежнева закончила свою жизнь, как вы помните, в психушке.
– Как Галина попала в психушку?
Она любила Сталина и понимала, что ему нужен тыл. Кадр из фильма «Жена Сталина» |
– Ее туда сдала дочь. Там Галине под 70, она спившаяся развалина – жуткое зрелище┘ Наш фильм – про все любовные истории Галины. Кстати, в московском бомонде к ней относились хорошо. Это была баба, которая всем помогала, но при этом выпить любила. Почему Брежнев не мог стукнуть по столу кулаком и прекратить странные, иногда страшные похождения дочери? Он изменил ее матери и привез фронтовую жену, и все это на глазах юной дочери. Представьте, какой психологический шок Галина тогда испытала! Она всю жизнь не могла простить отцу измену, которую трагически пережила в детстве. И всю жизнь, как только Брежнев пытался ей что-то сказать, она ему отвечала: «Посмотри на себя». Эта травма наложилась на ее активный характер. Плюс алкоголизм. И вышла история совсем несчастливая и, учитывая финал, трагическая.
– По вашей версии, мужчины любили ее или стремились приблизиться к генсеку?
– Ну конечно, любили. Например, Игорь Кио ее обожал.
Кино получилось женское – много любовных историй. Но финал подводит к следующей мысли: даже если у тебя в этой жизни есть все – как то и было у Брежневой, – думай, что будет потом. Она в 60-е годы открывала любую дверь ногой, имела кучу денег. Когда она, скажем, захотела получить в качестве любовника Мариса Лиепу – она вцепилась в него мертвой хваткой, которую может себе позволить только тот, кому все дозволено! Она влюбилась в него – и все! Остальное было не важно! Но Лиепа в самый последний момент сумел вырваться и остался в семье. Или Боря Бурятце, молодой цыган! Галина сходила с ума от любви к нему и даже сделала его солистом Большого, хотя особых талантов у Бориса не было! Но она хотела, чтобы он был звездой для всех, потому что таким он был для нее! Какая натура, а?! Надо! И все! Но ужас-то в чем? Столько лет она была принцессой – и такой финал. Кстати, никто - даже дочь, так и не пришли к ней в больницу. Разваленная и разломанная жизнью – такая она никому не была нужна! Кио решился к ней прийти! Галину одели, причесали. И она убежала┘ Не смогла перед ним в таком виде появиться.
И вот что интересно: поверьте мне – не важно, как называется человек, который сидит на вершине, – президент, генсек┘ Законы облизывания власти во все времена одинаковы! Люди устраивают свою жизнь, стремясь приблизиться к власти, сволочат, простите, тратят время на чушь и гнусь! И думают, что будут пребывать на этом свете вечно!
Людмила Нильская, исполнительница главной роли в фильме «Галина Брежнева»
– Считаете ли вы свою героиню жертвой эпохи, человеком, который был сломан пребыванием на самом верху политического и эстетического бомонда?
– Однозначно сказать невозможно. Она имела неукротимый характер. Эта ее неистовость досталась ей как раз от папы, мама-то была спокойным и уравновешенным человеком. Она делала что хотела, и имела все, что могла пожелать. Ее жизнь напоминает мне жизнь многих детей так называемых новых русских или бомонд с Рублевки... Они имеют все по праву рождения. Живут, не имея ограничений. Их свобода – это, простите, плевок в вечность. А свобода Галины Брежневой – совершенно иное состояние. Нужно учитывать, что она жила в эпоху тотального дефицита свободы в обществе┘
Аллилуева, Берия, Брежнева
Аллилуева Надежда Сергеевна (Джугашвили) (1901, Баку – 9.11.1932, Москва), жена И.В.Сталина. Дочь революционера Сергея Яковлевича Аллилуева (1866–1945), по матери – грузинка. Работала в Наркомате по делам национальностей, в секретариате В.И.Ленина. 10.12.1921 во время чистки исключена из партии, но 14.12.1921 восстановлена кандидатом в члены РКП(б). В 1926 году поступила в Московскую промакадемию. Покончила жизнь самоубийством (застрелилась). От Сталина имела двух детей – Василия (1921)
и Светлану (1925).
Берия Лаврентий Павлович (17(29).03.1899– 23.12.1953), член партии, член ЦК, член Политбюро (Президиума) ЦК 18.03.1946–07.07.1953 . Родился в с. Мерхеули Сухумского района Абхазской АССР. Грузин.
В 1919 году окончил Бакинское среднее механико-строительное техническое училище. С 1921–1931 годах в органах разведки и контрразведки; нарком (министр) внутренних дел СССР, одновременно зампредседателя СНК СССР. С марта 1953 года первый зампредседателя Совмина СССР. Маршал Советского Союза. 26 июня 1953 года снят с постов и арестован. 23 декабря 1953 года специальным судебным присутствием Верховного суда СССР приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян.
Брежнева Галина Леонидовна. Дочь Л. И. Брежнева. Родилась в 1929 году, окончила философское отделение Кишиневского государственного университета; работала в Агентстве печати «Новости», в Архивном управлении МИД СССР в ранге советника-посланника, в МГУ. После смерти Брежнева фактически находилась под домашним арестом на собственной даче под Москвой. Скончалась в июне 1998 года.