0
1933
Газета Антракт Интернет-версия

21.12.2007 00:00:00

Работа с роскошью

Тэги: bazaar, журнал, глянец, мода


bazaar, журнал, глянец, мода Анзор Канкулов смотрит на роскошь без потребительских наваждений.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

– Мужчина, редактирующий женский глянцевый журнал, – это беспрецедентно? Или вы не единственный в истории?

– Когда мне только предложили возглавить Harper’s Bazaar, это и было основным поводом для сомнений. До того я этим вопросом как-то не интересовался, и, если бы меня тогда спросили, бывает ли такое, – ответил бы, что нет. Оказалось, это не такая уж редкость. Американский Bazaar в 70–80-е довольно продолжительное время возглавлял мужчина. В Корее, кажется, главный редактор Bazaar тоже мужчина. Вопрос тут упирается скорее вот во что: бывают женские журналы, а бывают журналы о моде. Если говорить о женских журналах – наверное, их должны издавать только женщины. Журналы о моде, на мой взгляд, – не гендерная вещь. На модных показах оба пола представлены одинаково, мужчины занимаются и интересуются модой не меньше, чем женщины.

– Изучали ли вы опыт этих мужчин? И есть ли все-таки специфика мужского взгляда на женскую моду?

– Ну если на самом простом уровне – есть вещи, которые ты можешь в прямом и переносном смысле примерить, а есть те, которые не можешь. Мне приходится судить о том, насколько прекрасно то или иное платье, со стороны. Во всем есть положительные моменты; в данном случае, мне кажется, это позволяет журналу быть более независимым и объективным. Мы ведь профессионально должны смотреть на вещи, на то, о чем мы пишем, как на произведение искусства, которое своим существованием способно украсить мир вообще, а не его лично. Вещь, которая будет надета на других, от редактора моды требует гораздо более профессионального подхода, чем вещь, выбираемая как будто бы для себя.

– Американскому Harper’s Bazaar 140 лет. Есть ли трудности адаптации его на русской почве? Их культура повседневности намного старше нашей.

– Да. Это одно из старейших изданий о моде в мире. Но я смотрю на это иначе. У нас все никак не закончится журнальный бум, и масса энтузиастов понимают его так: как создать проект, который взорвет все сейчас. На самом деле вопрос в том, что с ним будет лет через 5–7. Уникальность, сила, если угодно, магия старых брендов в том, что они воплощают собой идею, прошедшую через горнило времени, доказавшую свою жизнеспособность. Собственно, сила идеи как раз в том и состоит, чтобы журнал мог соответствовать времени, в то же время оставаясь самим собой. Вот Harper’s Bazaar прошел через такое количество социальных потрясений и модных революций, но сохранил свою формулу, свою суть. И задача в таком случае скорее заключается в том, чтобы понять эту суть и переосмыслить, воссоздать, придумать, какой она должна быть. Это вообще всегда главное – просто понять, почувствовать суть. А суть, формула эта универсальна: она может существовать как в Индии или Китае, где традиции моды еще более молоды, нежели в России, так и во Франции, в этих вопросах давно искушенной.

– Допустим, идея универсальна. Но тогда, получается, журнал как система правил очень консервативен. На ваш взгляд, что привнесли в нее лично вы? Или чего бы вам хотелось добиться в рамках этих жестких правил? Ваши сотрудники говорят, что многое поменялось концептуально с тех пор, как вы сменили на этом посту Шахри Амирханову.

– Мне с определенного момента стало казаться, что самое сложное – это делать простые очевидные вещи. Которые иногда и формулировать-то неловко в силу их очевидности. Наш журнал построен вокруг идеи современной, актуальной элегантности, он должен нести людям идеи и вдохновение, а не раздавать наказы и советы, и он должен быть, как это ни странно звучит по отношению в модному журналу, просто честным. Делать все по гамбургскому счету, а не пытаться самовыражаться. Я сейчас очень увлечен современной русской литературой. Мой писатель номер один – это Алексей Иванов и его книга «Блуда и МУДО». Там есть одно замечание, под которым я готов подписаться. Сейчас у нас и вообще в мире все не работают, а самовыражаются. То есть в самовыражении нет ничего плохого. Просто самовыражаются все – поэты, фотографы или теледеятели. Официант – самовыражается. Не приносит вам еду, а именно самовыражается. Таксист – самовыражается, и президент – он тоже самовыражается. Я сторонник свободы и творчества, и слова. Но есть масса сфер жизни, в которых важно не самовыражение, а четкое понимание сути занятия и своего ему соответствия. И в нашей заведомо творческой сфере эта проблема, мне кажется, одна из главных – что очень много желающих самовыразиться и очень мало умеющих работать. В общем, это я все к тому, что я свою задачу видел не в том, чтобы самореализоваться и самовыразиться в журнале Harper’s Bazaar, а в том, чтобы понять и передать его суть. Я стараюсь подходить к этому делу с универсальными критериями качества, честности и простоты. Мне кажется, что журнал надо делать без скидок на частности, мелочи и условности, чтобы то, что журнал читают женщины или он издается в России, выступало бы его достоинством, а не оправданием. Все мы – люди, работающие в журналах, занимаемся созданием иллюзорного мира. В нашем мире царят мода и красота. Насколько он прекрасен – зависит от того, каким мы его хотим увидеть. В нашем мире живут идеальные девушки: они обладают прекрасным вкусом, они в курсе всех новостей и тенденций моды, они отчаянные потребительницы, и при том они уже прочли последние книжные новинки, готовы обсудить свежую театральную премьеру и поговорить о самом громком фильме недели. В общем, они имеют мнение по поводу всего происходящего, а уж выглядят, сами понимаете, сногсшибательно. Имеет это отношение к реальности? Косвенное – безусловно. Но мы не про реальность. Мы про красоту и идеалы.

– Вы говорите о некоем модусе. Есть идея идеального журнала. Есть идеальная леди – его героиня. А есть ли для вас тот самый пресловутый «идеальный читатель», которого все медиа должны держать в уме?

– Безусловно. Только это вопрос точки зрения, а не реального наличия или отсутствия этого «идеального среднего читателя». Суть телевидения, например, – обращаться к усредненным желаниям людей. К тем желаниям, которые объединяют людей в массу. У массы есть какие-то там характеристики. А можно апеллировать к тем качествам, благодаря которым человек пытается из этой массы выделиться. Ты обращаешься к тому же самому среднему человеку. Мы все средние. Я с предубеждением отношусь к людям, которые обозначают себя как совсем уж особенные. Но в каждом есть то, что делает его уникальным. Нас интересуют характеристики не массы, но личности. Мы хотим смотреть на светлую, а не на темную сторону человека.

– Можно ли воспитать вкус у уже сложившегося человека?

– Меня этот вопрос всегда занимал. Не только по отношению к моде. Вкус – понятие универсальное. Считаю, что во всех сферах жизни людей, обладающих вкусом, более или менее одинаковое количество. Есть талант писать книжки, складывать слова, а есть талант красиво одеваться, понимать себя. Этот талант либо есть, либо его нет – воспитать его нельзя. Но мы говорим о том, как это врожденное чувство стиля приспособить к текущей жизни. Секрет заключается не в том, чтобы, надев в 1916 году платье, никогда его не снимать, а в том, как быть актуальным, как правильно понимать современную элегантность. При этом мы не можем учить, мы просто информируем. Стиль – это умение соответствовать времени. Иначе можно было бы не переодеваться вообще никогда – или только один раз в неделю. Кстати, не люблю литературы, в которой не описано, как герой был одет. Это важная часть жизни. Я не понимаю мира, в котором человек не одет.

– Глянцевый журнал не упрощает реальность и не усложняет ее. Он творит свою. На ваш взгляд, может ли такой вид СМИ прямо или косвенно быть социально и политически чувствительным?

– Не то что может, а должен. В своем, конечно, ключе. Была вот на свете Мэрилин Монро. Мне всегда казалось, что этой легенде, возникшей вокруг ее имени, мы обязаны не только неожиданной смерти. Блондинок с пышным бюстом в ее время, да и не только в ее, всегда было достаточно. Она в этом смысле просто отвечала моде времени. Мне кажется, ее легенда создана браком с Артуром Миллером, учебой у Страсберга и слухами о романе с Кеннеди. Благодаря этому в ее образе появилась глубина. Она из пышной блондинки превратилась в личность. В любой иконе должна быть глубина – а это значит, должно быть ощущение времени, того важного, что происходит вокруг. Или, уж не знаю, Коко Шанель – она вдохновлялась современным ей искусством. Это было время выдающихся людей, и она была среди них, и она тоже выражала это время, впитывала его идеи. Журнал о моде или вообще глянцевый журнал, мне кажется, должен питаться энергией жизни, того, что происходит вокруг. Он видит все, но замечает только то, что является позитивным и вдохновляющим. Это вполне адекватная миссия. Есть много изданий, чья миссия – анализ и критика. Издания, которые работают на стиль человека, ищут то, что делает его прекраснее. Мы не пишем о политике, но если в политике или около политики вдруг появляется женщина, способная вдохновлять, она становится героиней глянцевого журнала. В этом смысле мы часть и социального, и политического контекста.

– Юлия Тимошенко – потенциальный герой глянцевого журнала?

– Мы делали материал о ней пару лет назад. Но есть вещи, которые становятся очевидны только спустя какое-то время. Есть Жаклин Кеннеди. В силу тех или иных причин ее лицо, ее образ вдохновляли многих женщин, поэтому она и стала такой вот иконой стиля. Если начать вспоминать всех главных героинь глянцевых журналов за все времена, она будет третьей в этом списке уж точно. Образ Тимошенко в силу очевидных вещей, связанных с ее деятельностью, я бы таким уж светлым не назвал.

– И поэтому она не по вашей части?

– Да. Она пока неотделима от того, что совсем не по нашей части.

– Вернемся к социальности. В одном из последних ваших номеров была опубликована статья Геннадия Йозефавичуса о том, как поколение рублевских жен сменяется поколением рублевских дочек. Довольно точный и не так чтобы розовый анализ социального явления. В позицию мужских журналов о моде входит необходимость говорить о политике и об обществе. Женский журнал о моде в этом все-таки ограничен. Насколько это важно лично для вас? Насколько это в стилистике Harper’s Bazaar?


Обложка декабрьского номера Harper’s Bazaar за 1915 год работы Бакста.

– Глянцевые журналы – это современные летописи. По ним можно отслеживать новейшую историю. Хотят они этого или нет – они фиксируют то, что нельзя не заметить, как бы они ни были ограничены форматом или пожеланиями своего издателя. Задача и естественная функция журнала в этом и заключается – следить за временем. То, о чем мы должны писать, – это поводы для разговора. В идеале, встречаясь, наши читатели должны обсуждать наши статьи. Мужской журнал должен писать о политике постольку, поскольку политика – это всегда мужской разговор. Понятно, что если я реально что-то хочу узнать о политике, вряд ли, скажем, журнал Esquire будет первым изданием, к которому я обращусь. Это все равно некая игра с интересами аудитории. Мальчики любят говорить о политике, и поэтому она попадает в формат мужского журнала о моде, особенно тогда, когда быть осведомленным модно. Если политика в какой-то момент становится очень важна для общества в целом – о ней начинают говорить и женские журналы.

Сейчас модный журнал вообще – благородный жанр. Он отрицает все неэстетическое. Что мы вспоминаем о 1999 годе? Каждый свое. Скажем, уход Бориса Ельцина с поста президента все равно будет в перечне этих воспоминаний у многих. Но любимый костюм, который я тогда носил, будет, может, и важнее, когда я увижу себя на старой фотографии. Как и какой-нибудь фильм, который тогда все смотрели и обсуждали, и когда его показывают по телевизору, ты волей-неволей вспоминаешь все с ним связанное. Разве нет? Вот так же примерно и глянцевый журнал относится к социально-политическим явлениям. Он может их специально не анализировать, но в поле зрения они попадают.

– В 90-е вы работали в журнале «ОМ». Каким он был, как вы его понимали и почему для него не нашлось места на современном рынке?

– Если бы места не нашлось только для него, было бы все прекрасно. Места не нашлось для всей категории такого рода журналов. Это часть общего процесса. В Англии, например, произошло то же самое. Долгое время современная культура питалась молодежными и альтернативными субкультурами. Тогда была официальная культура – та, о которой писал Harper’s Bazaar, а есть какая-то другая. Для нее-то и нужны были журналы типа «ОМ». Исчезла культура – исчезли ее рупоры. Их существование было обусловлено средой. Формула «ОМ» была простой – где-то происходит что-то интересное – а вы об этом не знаете. Потом вторая культура исчезла.

– 90-е закончились, и оказалось, что большая культура есть, а малой нет.

– Они слились. Гранж, Курт Кобейн и прочее – все это просто стало частью общего процесса. Все медиа, которые позиционировались как альтернативные чему-то, автоматически отпали. Есть еще один гораздо более существенный момент. В 1980 году, например, модой называлось то, что носил определенный слой общества, если ты к нему не принадлежал, то она тебя и не касалась. Было то, что происходит на парижских подиумах, и то, что носили модные ребята. Мадонна ведь так и прославилась – в 84-м она одевалась не глядя на подиум, а, скорее, выражая эстетику улицы. Масса музыкантов и других медиумов общего движения одевалась не так, как предписывали дизайнеры, а сами по себе. Дизайнеры брали у них идеи. Потом музыканты ушли в тень, а мода приобрела статус доминирующего медиума общественных процессов. Она больше не нуждалась в лицах. Они стали нуждаться в ней. А Мадонна начала одеваться в Готье. Долгое время дизайнеры черпали вдохновение у музыкантов, потом все стало резко наоборот. Тогда зачем этому времени журнал о музыкантах? Этому времени интереснее журнал о тех, кто их теперь одевает. Мода стала преобладать в рейтинге жанров культуры. За последние три–пять лет это стало особенно заметно.

Я лечу в самолете, мне подкладывают на кресло журнал. Чему он посвящен? Роскоши. Как ни странно, роскошь сейчас является сутью того, что происходит в мире. Это ключевое слово. Ключ к эпохе Римской империи периода упадка и разложения – не знаю, «хлеба и зрелищ». Ключ к современному моменту – роскошь. Если сформулировать суть 2006–2007 годов для мира в двух-трех словах, любой вам скажет: нефтяные конфликты, война в Ираке, роскошь. Последнее слово в этом списке характеризует состояние культуры. Соответственно все, что имеет к ней отношение, выживает и процветает, все, что не имеет к ней отношения, стоит на позиции незамечания или отрицания роскоши – остается за бортом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1415
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3305
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2397
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1922

Другие новости