0
800
Газета Антракт Интернет-версия

14.12.2007 00:00:00

Эффект присутствия, или Русские идут


Арт-Базель в Майами – торжество американской конструктивности. Ненавязчиво и незаметно мир начинает жить по законам, учрежденным теми, кто здесь командует. Даже тот, кто ровным счетом ничего не смыслит в искусстве как таковом и отдельно в современном, попав в Майами-Бич с 6 по 9 декабря, начинает понимать – здесь жизнь. Да еще, пожалуй, то, что современное искусство – одна из немногих сфер человеческой деятельности, которая сейчас реально продуцирует смыслы. Не будь это так – не было бы в Майами разом столько богатых и знаменитых.

Сказать, что нас там не замечают или не любят, – обидная ошибка. Это не так. В нас есть потребность. (Каталог российской части выставки на Арт-Базеле прогуливающиеся в Art District по частным коллекциям американки оторвали у корреспондента «НГ» с руками, демонстрируя вовсе не условный этикетный восторг в ответ на готовность его подарить, а реальный, неподдельный. Некий венский арт-дилер, занятый составлением корпоративных коллекций, сетовал на то, что Арт-Базель слишком американский и что знать о России он ничего не знает, потому что узнать просто неоткуда. Но хотелось бы: «Неужели ничего не происходит в искусстве такой большой страны?» Удалился, взяв обещание прислать информацию про Арт-Москву.) Итак, потребность есть. Вот только удовлетворять ее мы пока еще, надо это признать, не умеем – нет механизмов и институций. Отрадно одно только – есть меценаты, живущие по старой (или вновь приобретенной уже) привычке с тем самым чувством «за державу обидно». Президент совета директоров RIGroup Жанна Буллок, спровоцировавшая наше арт-событие в рамках Арт-Базеля, говорит: надо бороться с жадными до денег отечественных коллекционеров западными галеристами, надо показывать всем, что художники у нас тоже есть, что они ничуть не хуже.

Путь некороткий – через Атланту или Нью-Йорк в Майами-Бич, где каждый год проходит Арт-Базель – ярмарка-побратим знаменитой Швейцарской. И если нет пророка в своем отечестве – значит, надо сделать политкорректный кивок Америке. Куратором некоммерческого проекта «Россия–Майами-2007» в этом году была выбрана американка Джулия Сильвестер. Зря? Нет. Так не бывает. Ничего вообще не бывает зря. И как бы там ни было, все, что происходит, бывает своевременно и не бывает непоказательно. Надо только понимать, что, кто и кому показывает. Жанна Буллок – Америке Россию, Джулия Сильвестер – свою трогательную любовь к питерским художникам (она объяснима и вне контекста, но для его полноты стоит добавить, что Сильвестер в качестве приглашенного куратора работала с Эрмитажем, в частности устраивала там выставку Сая Твомбли), Айдан Салахова – лицо Татьяны, которая никогда не завершит макияж (видео), Дмитрий Булныгин – наше все – знаменитые крики теннисистки Шараповой (звучащая видеопроекция на потолке), Наташа Стручкова – «Футурашу» («Futurussia» 2007, холст, акрил, компьютерные богатыри и медведи), Шеховцов-Поролон – «Поцелуй», Геннадий Устюгов, да простит меня художник, на первый взгляд – ничего (картонный коллаж без названия), но именно этой работой уж слишком напоминает Джулии Сильвестер экзерсисы Пола Маккартни, Виноградов и Дубосарский – окно. Николас Ильин – Пелевина. И каждый по-своему прав, убедителен и искренен.

Была такая шутка: русский фильм такой-то – наш ответ Тарантино. Потом пауза. Правда, Тарантино у нас ничего не спрашивал. Ситуация с Арт-Базелем получилась примерно такая же. Глобальный мир цивилизуется искусством, спокойно торгует им, обменивается, изучает. А у нас (процитируем Пелевина) «слабое чувство себя», вот и занимаемся мы маловнятным самообъяснением даже в тех случаях, когда предоставляется реальная возможность просто и прямо, без экивоков, заявить о себе. Потому и выходит все как-то с натугой. Остается потом только искать виноватых. А их нет.

Слабое чувство себя

Береженого Бог бережет, но у него же – и дитя без глазу. Возможно, организаторы просто перестарались, решив политкорректно отдать на откуп своевольной американке концепцию русской выставки. Впрочем, решиться на это – тоже поступок. Нет пророка в своем отечестве, нет в нем и куратора. Хотя то, что русский стенд на Майами прозвучал интимным шепотом, может, вовсе и не так важно по сравнению с тем, что он там вообще был. И что занимал павильон, в котором на прошлогодней ярмарке располагалась выставка Центра Помпиду.

Не иметь концепции – тоже концепция. Далеко не каждый может себе это позволить. Но в этом случае важно только не браться ее объяснять. Именно так и поступил, кстати, Ник Ильин, отвечающий в России за дела Гуггенхайма. Это ему как соорганизатору принадлежала идея поместить в каталог выставки «Россия–Майами-2007» вместо путаных предисловий новый рассказ Пелевина «Жизнь и приключения сарая номер XII». Грамотно. По прочтении мысли посещают самые разные. Первая: Пелевин – это Платонов наших дней. Вторая: русское искусство сейчас именно как тот сарай из рассказа. Сарай бережно хранил в себе велосипеды и мечту о них. И было у него «слабое чувство себя». Потому соседние гаражи убедили его, что он обыкновенный, как и все, – для огурцов и капусты, он смирился и даже поверил в это. Но однажды он снова почувствовал себя собою необычным, вспомнил все свои мечты – да и устроил пожар силой короткого замыкания. Так вот, нашему искусству тоже как будто требуется поджечь себя самое изнутри. Только потребность эта должна вызреть в нем естественным путем, ее нельзя навязать, предложить или внушить. Нельзя навеять пространствами, принадлежавшими Помпиду, или общим чувством державной неполноценности. В этом году в основной программе Арт-Базеля участвовали 200 галерей со всего мира и всего одна российская. Так получается, что это по-прежнему галерея XL. При том, что директор ее Елена Селина в беседе с корреспондентом «НГ» сетовала на то, что не понимает, почему России так до обидного мало. По ее и не только по ее словам, и галереи, и художники мирового уровня у нас есть. Но нас словно бы намеренно не принимают в общую веселую игру, хоть мы и обещаем, что будем играть по правилам.

Пока же создается впечатление, что меценаты у нас прогрессивнее и наших кураторов, и наших художников. А не наши кураторы не в силах уловить волн, основных настроений, узреть лица современного отечественного арта. То ли нет его вообще, то ли есть, но не прорисовывается. Не очевидно оно им. Кстати, в этом смысле более чем концептуально выглядел объект, сооруженный для «России–Майами-2007» Сергеем Бугаевым-Африкой, – расписанные вручную антикварные сани и сверху парус из бурого флага с советскими лозунгами. Флаг приспущен, никакие ветры в него не дуют. То ли сани, то ли корабль Садко – Богатого гостя. Брошенный, оставленный, утлый замысловатый челн, милый своей никчемностью и скрытой харизмой. От былого величия только пыль и осыпавшиеся буквы дважды стертых смыслов, сначала морально – заштампованностью, потом физически – осыпанием букв. Это и предлагаю считать знаковым символом, смыслом, произведенным на русской выставке в Майами, и это же, если по-американски сосредоточиться исключительно на позитиве, считать удачей, позволяющей снять ответственность за непредставительность российской экспозиции с Джулии Сильвестер, о которой немало злословили в кулуарах.

Еще из позитивного – вечеринки по случаю открытия «России–Майами» прошли успешно, на одну заглянул Деннис Хоппер, на другую – Томас Кренц. Факты статусные и приятные, разнообразящие жизнь обитателей «Винзавода», дружно, как по команде, отменивших дела и потянувшихся на теплый пляж Майами по призыву Жанны Буллок отстаивать национальную гордость, и упорно делающих вид, что встретились здесь случайно и друг друга едва узнают или не замечают.

Москва–Майами–Москва

Сергей Братков. Чеченский снайпер. 2000 год. Айдан Салахова. Татьяна. Видеоинсталляция. 2006 год.
Сергей Братков. Плавание в автобусе. 2007 год.
Экспонаты «России–Майами-2007».
Фото из каталога выставки «Россия–Майами-2007»
 Вперед – в будущее. Сергей Бугаев-Африка катает на своих санях Денниса Хоппера и Жанну Буллок.
Фото предоставлено RIGroup


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1423
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3313
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2405
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1932

Другие новости