Зеленый и Синий. Комиксы про Вовочку.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
С 5 по 19 декабря в галерее С-АРТ Петра Войса проходит выставка художественной группы «Цветафор»
Кому не знаком легендарный Вовочка – персонаж неприличных анекдотов, стихов и баек советской эпохи. Говорят, этим именем он обязан нашему революционному вождю. Собирательный образ устного фольклора являлся то маленьким мальчиком, подглядывающим за своими родителями в спальне, то вихрастым и наглым школьником-маргиналом, злостно подначивающим свою учительницу. Серия «садистских стишков» про «маленького мальчика» – это ведь тоже про него: «Маленький мальчик нашел пулемет – больше в деревне никто не живет».
В такой глубоко экстремальной среде Вовочка рос, мужал, познавал мир, а в конце 1990-х его неожиданно не стало. Просто не стало. Потому что новое время потребовало новых героев. Но молодые художники из группы «Цветафор» – Красный, Синий и Зеленый – не верят в его скоропостижную смерть. Они считают, что Вовочка просто-напросто повзрослел. Сейчас ему где-то 25–30. Социальная позиция его до конца не ясна. Он ищет себя. В своем проекте «Невероятно актуальные приключения Вовочки-2007» художники решили показать миру его нынешний образ. И весьма оригинальным способом.
Они не пытались нарисовать, как он выглядит. Да это и не нужно, каждый имеет право присваивать Вовочке свой вариант внешности. Художники взялись за более сложную задачу. Вовочка и его ментальность стали инструментами для их видения мира. В галерее С-АРТ – ряд цветных абстрактных картин, написанных цветным лаком по пластику. Однако, чтобы зрители реально уловили идею этого проекта, «Цветафор» всем желающим показывает фильм. Без названия, просто 11 эпизодов из жизни Вовочки. Это не мультипликация, не анимация, это процесс прорисовки того, что видит Вовочка.
Вот он просыпается с утра, и перед его глазами – очертания унитаза, сопровождающиеся логичными шумами от слива бачка. Вот Вовочка выходит из квартиры и видит изрисованные непристойностями стены подъезда, на улице – затянутые в джинсы зады пешеходов, спешащих по «зебре» на другую сторону улицы. Вовочка попадает на вернисаж (за кадром гул толпы), начинается фуршет, стол обрастает пластиковыми стаканчиками, в примитивном исполнении напоминающими урны. На заднем фоне – лица людей, тянущих к ним руки. Эпизод «Секс» – грудь с намалевывающимися на нее руками превращается в другую часть тела.
Художники определяют свой стиль как поздний постмодерн с элементом соц-арта. В ее основе – бесформенные каракули и стихийные граффити на стенах подвалов, подъездов и помоек. Поэтика антигламура. Они становятся как бы скелетами, каркасами будущих картин. Мир Вовочки растет из движения кисти, трансформации и наложения одной картинки на другую. Это напоминает компьютерные «ходилки». Правда, возможность передвижения в руках модератора, но не игрока. Еще возникает ассоциация с эксцентричной комедией Спайка Джоунза «Быть Джоном Малковичем», где герой попадает в мозг актера. Еще одна форма микрокосма Вовочки выразилась в картинках-комиксах, сделанных по образцу вкладышей в жвачку.