0
2242
Газета Антракт Интернет-версия

14.12.2007 00:00:00

Она, он и другие

Тэги: elle, глянец, журнал


elle, глянец, журнал Ирина Михайловская не любит термины «журнал-партнер» и «журнал-друг».
Фото Ольги Бегченковой

– Как в вашей жизни началась глянцевая история?

– Совершенно случайно, хотя, может, и не совсем. Главный редактор Vogue Алена Долецкая была моим преподавателем в университете. Я училась у нее все пять лет, она была прекрасным, искрометнейшим преподавателем, и мы были ее любимой группой. Много лет спустя, уже успев поработать в самых разных местах – от того же филфака МГУ до консалтинговой компании PriceWaterhouseCoopers, – я родила дочку и почти полтора года сидела дома. Ну не совсем сидела – параллельно училась на вечернем на журфаке, отделение PR и рекламы. И тут один мой знакомый летел из Лондона и прочитал в самолете в Daily Telegraph, что скоро открывается русский Vogue, а главным редактором будет Долецкая. Я была на распутье, но знала, что в Price возвращаться не хочу (хоть там и была хорошая зарплата). Поэтому я позвонила Алене и спросила, набирают ли они пиар-отдел. А она сказала, да зачем вам пиар, приходите, побеседуем, может, придете в редакцию, писать начнете? Собеседование со мной проводили сразу человек пять: тогда русский Vogue только готовился к старту, много иностранцев было. Уже не помню, что именно я говорила тогда на интервью, но подозреваю: говори я что-нибудь подобное сейчас – меня бы туда не взяли. Я не видела к тому моменту ни одного номера Vogue и вникнуть раньше в глянцевую тему даже не пыталась. Тем не менее меня взяли младшим редактором в отдел культуры – может быть, из-за хорошего английского.

– Когда вам пришлось профессионально вникать в эту тему, была ли она органична русской жизни?

– Не более неорганична, чем все другие явления в обществе, которые пришли к нам вместе с деньгами и свободным рынком: бутики, рестораны и т.п. Люди стали выезжать за границу. Начало издания многих других глянцевых журналов пришлось именно на этот период. По-моему, все было закономерно и поэтому органично. Другое дело, что истории глянца у нас никогда не было: ни фотографов, ни стилистов, ни авторов. Все учились постепенно.

– Вы учились – глянцевый мир мужал.

– С одной стороны – да, с другой – если работаешь в каком-то одном издании, смотришь на мир сквозь его рамки. У каждого своя история, своя кастрюлька с супом. В Vogue не знали, что происходит в Cosmopoliten, а там не интересовались внутренней жизнью Elle. Когда после семи лет работы в Vogue (я на тот момент была старшим редактором отдела культуры) я перешла в Elle, бывшие коллеги спрашивали: «Ну что, есть ли жизнь на Марсе?» Многие издательские дома настаивают на патриотизме сотрудников, и это, с одной стороны, понятно, а с другой┘ Это же просто работа, человек сам решает, что ему важнее на данном этапе жизни: чтобы интересно было, или деньги, или график свободный, или что-то еще... Хорошо, когда хоть что-то из этого совпадает. Мне переход дался легко, я не испытывала никаких внутренних противоречий, потому что Elle мне – в целом, по сути и концепции своей – ближе, чем Vogue, к тому же странно было бы отказаться от должности главного редактора.

– Какова разница форматов, если сравнивать Vogue и Elle? Разница уровня требований зарубежного издателя?

– Разница форматов понятна – первый позиционирует себя как библия моды и самый авторитетный журнал моды в мире. Второй – самый популярный журнал о моде. Соответственно он рассчитан на более широкие круги читателей, в нем не должно быть снобизма и налета «элитарности». Elle не диктует, не говорит как надо. Не люблю принятые термины «журнал-партнер, собеседник или журнал-друг», но все это отчасти верно. Купила, полистала, рассмотрела красивые вещи, почитала статьи и репортажи о чем-то актуальном и интересном – их много, есть из чего выбирать: социальные темы, психология, истории людей. Меня всегда задевает, когда я слышу (а это говорят постоянно): «В глянцевом журнале никогда не говорят о проблемах, там нет старости, болезней, смерти и т.п.» Это все неправда: мы пишем о реальных людях и событиях, и практически любая тема может получить свое отражение. Это всегда было видно на примере французского Elle, а теперь, надеюсь, на примере нашего тоже. И у нас репортаж с кинофестиваля может соседствовать с очерком о жизни в Грозном, интервью со знаменитостью с историями обычных людей, которых мы выбираем по определенному принципу, в соответствии с темой номера. Скажем, отцы, которые сидят дома и воспитывают детей, или женщины, которые сделали головокружительную карьеру, а потом все бросили и уехали в Азию или Африку, и т.п.

– Изменилась ли роль глянцевого журнала в жизни общества за последнее время?

– Я бы вообще не стала ее преувеличивать. Конечно, когда в 1998 году, если кто-то звонил куда бы то ни было из редакции Vogue, люди переспрашивали: какой-какой журнал? «Волк»? «Волга»? Сейчас это понятно, давно уже никому ничего такого объяснять не приходится. Когда-то люди путали журналы Elle и «Она» – был такой русский журнал. Сейчас они стали неотъемлемой частью массовой культуры. Потребители знают названия. Но чтобы эта роль менялась как-то существенно? Не знаю. Нет. Мне кажется, она искусственно преувеличена до уровня, так сказать, «стилеобразующего понятия». На самом деле вы купили, полистали и понравилось, значит, вы купите следующий номер, не понравилось – в следующий раз предпочтете другой журнал. Вот и все.

– Тем не менее вы что-то сообщаете читателю о нем самом, о жизни вообще. Есть же концепция, редакционная политика, наконец, формат.

– Да, конечно – но то, что называется форматом (ужасно часто это слово употребляется в последнее время), довольно условно. Формат – это скорее о способе подачи материала. И во всем, что касается и тем, и языка, стиля, я ориентируюсь на свой вкус – раз уж занимаю такую должность. Хотя есть такая распространенная точка зрения – не нужно ориентироваться на себя – нужно стремиться угадать потребности некоего усредненного, гипотетического «читателя». Но если я буду ориентироваться на «кого-то там», а внутри себя считать ерундой то, что сама же делаю, – это будет фальшиво. Хотя, конечно, иногда приходится идти на какие-то компромиссы – но у кого их не бывает?

– Может ли массовый журнал позволить себе открывать звезд? Делать на кого-то ставку, рискуя проиграть?

– Сделать ставку может. Все знают – снимается фильм, там новое лицо. Или интересная девочка, или мальчик. Готовится съемка, интервью, а потом этот герой вдруг не прозвучит или, наоборот, заявит о себе громче, чем предполагалось. Это зависит от чутья редактора, но еще больше от воли случая. Часто бывает: публикуется в журнале материал: вот, восходящая звезда! А новичок вскоре куда-то исчезает, так и не сказав миру о себе больше ничего, кроме того первого интервью влиятельному глянцу. Очень хорошо помню первый год работы в Vogue, мне звонил один музыкальный критик, мы разговаривали с ним о чем-то, и он говорил: «Есть такая девушка, зовут Земфира, она просто невероятная. Обратите внимание». И буквально через полгода вышел первый альбом, и слушать ее стали все.

– Vogue так и не написал о ней?

– Никто тогда о ней не написал. Но даже если бы написали – все равно нельзя было бы сказать: это мы ее сделали. Она сделала себя сама. И сделала так, как сделала. Ничего к ее славе публикации в глянце не добавили бы. В принципе это касается всех звезд – настоящую популярность и славу они делают себе сами. Конечно, есть люди, вся известность которых создана светскими хрониками журналов. Один раз сфотографировали, другой, десятый – и уже практически «медийное лицо»: ходит на все тусовки, вручает и получает какие-то призы. Вот такую славу журнал обеспечить может. Но она ведь ненастоящая. Наверное┘ Хотя, в наше масскультовое время – кто знает. Но славу в изначальном понимании этого слова человек может только заработать. Упорным, не побоюсь этих слов, трудом! А журналы могут ее поддержать, придать ее звучанию определенный оттенок, но не более того. У нас в принципе нет индустрии звезд. Никто не хочет брать на себя ответственность. У нас невозможна одна и та же звезда на обложке несколько раз в год – а в западных журналах это нормальная практика. Очень часто так бывает. Не сосчитать, сколько раз бывали на обложках Николь Кидман и Сандра Баллок. Если бы для наших звезд такая регулярность была возможной┘

– То она выглядела бы искусственной.

– Наверное.

– Какие события из тех, что происходят сейчас, кажутся вам лично наиболее интересными и правильными? Достойными внимания, такими, о которых хотелось бы рассказать посредством журнала не условно-гипотетическому «своему читателю», а реальному человеку, который хочет быть в курсе всего нового?

– Это мы и определяем каждый месяц, когда планируем следующий номер. Бывают у нас номера тематические: вот в ноябре политическая секция была – к выборам, можно сказать. Культуры у нас очень много: помимо новостей и интервью со звездами всякие репортажи, рассказы о съемках, выставках и т.п. Но в целом мы не должны быть слишком sophisticated – мы не арт-журнал, не киноиздание. Многое мне нравится во французском Elle – он еженедельный, поэтому гораздо более публицистичен, чем русский.

– Для русского издания есть какой-то карт-бланш? Как контролируется то, чем наполнен очередной номер?


С модельером Игорем Чепуриным на вручении премии Elle Style Awards.
Фото Владимира Горбеля

– Никак – но подразумевается ведь, что мы понимаем этот самый пресловутый формат. Если бы мы начали выпускать под обложкой Elle, например, что-то типа Playboy, нам, наверное, сказали бы: знаете – это не Elle. Все Elle разные. О французском я сказала, а американский гораздо более коммерческий, в нем заметно больше моды, а еще больше ее в итальянском – там даже на обложках всегда модели, никогда не бывают звезды. Мы не ориентируемся на шаблоны – делаем что-то свое, ищем оптимальный баланс тем и жанров. Много снимаем сами, моду и знаменитостей. Но покупать приходится съемки больших западных звезд, конечно (Моника Белуччи, Джордж Клуни и т.п.). Но их интервью (хотя бы по телефону или по мейлу) мы добиваемся, как правило, сами.

– Ваши читательские предпочтения?

– Вы о журналах? Читаю ли я их для удовольствия? Все равно получается – как бы и по работе. Естественно, просматриваю большинство конкурирующих, сравниваю – но тут субъективность неизбежна, это я вам как человек, поработавший в разных издательских домах, говорю честно. Свое, как правило, нравится больше, а предмет гордости конкурентов иногда вызывает недоумение. Но иногда, надо быть справедливыми, – уважение и легкую зависть. Совпадений много – по темам, героям – это тоже неизбежно. Все привязаны к одним и тем же информационным поводам. GQ смотрю с удовольствием, «Эсквайр» раньше читала, сейчас пока надоел; вот Maxim – журнал отличный. Это интересный вообще вопрос: женщина и мужские журналы. Очень, кстати, популярная позиция среди журналисток-интеллектуалок. «Давайте делать женский глянец как мужской!» – говорят они. Мне это кажется наивным, потому что в мировой истории глянца (гораздо более заслуженной, чем у нас в стране) таких примеров нет. А это говорит о многом. Если эта идея приходит в голову каждому, но хоть сколько-нибудь удовлетворительное воплощение ее еще никому не удавалось, значит, она ущербна по сути. Мы много спорили по этому поводу и с Ильей Безуглым, и с Александром Маленковым (издатель и главред мужского журнала Maxim, соответственно. – «НГ») – я утверждала, что это утопия. Мужская интонация может появиться в женском журнале в виде колонки – того же Быкова, Лимонова. И все журналы женские это сегодня делают. Только что вышедший Sex and the city – журнал как журнал, никакого принципиального отличия от глянца, который называется «женским» в нем, на мой взгляд, нет. Просто в более толстом и более коммерческом журнале, где много рекламы и моды, форма преобладает над содержанием и «умные» статьи менее заметны. Но журнал и должен так выглядеть – много красивых девушек в красивой одежде, помада, кружева и т.п. Это глянец, такой жанр – в нем нет ничего стыдного. Там совершенно нормальные тексты, написанные хорошими авторами. А вот «атмосфера элегантной роскоши» и все в таком духе – это скорее пресс-релизные штампы. Редакционные статьи таким языком сейчас не пишут. При этом писать о помаде и кремах тоже нужно – показать продукт, свойства, преимущества, недостатки, особенности пользования. А писать, например, о моде как таковой, наши редакторы умеют умно и тонко.

– Получается, что глянцевый мир убежденно гетерогенный. У журнала должен быть пол. И эта «половая принадлежность» – константа, определяющая все. Ничто революционное невозможно?

– Может быть, и возможно. Но к революциям я отношусь с опаской. Пусть пробует кто хочет.

– Если предположить, что после Vogue и Elle вам предложили бы производить что-то третье. Что это могло бы быть чисто теоретически?

– Когда-то я думала, что хочу делать журнал о путешествиях. А сейчас понимаю, что мне больше нравится просто путешествовать и читать об этом в других журналах. Я довольна тем, что делаю сейчас, и честно говоря, не загадываю на будущее. Говорю это не чтобы похвалить журнал, в котором я работаю. Просто у Elle, как у издания, рассчитанного на широкие массы, очень большой диапазон. Он может позволить себе многое. Вообще все что угодно может себе позволить. Вот, например, в ноябрьском номере у меня было большое интервью с Гарри Каспаровым. Спрашивали: «А вы не боитесь?» Отвечаю – не боимся. Если же мне заниматься чем-то еще – то скорее в другой сфере. Связанной, может быть, с театральными или кинопроектами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1431
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3322
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2414
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1938

Другие новости