0
1892
Газета Антракт Интернет-версия

07.12.2007 00:00:00

Странный привкус поцелуя

Тэги: символизм, искусство, выставка, вагнер


символизм, искусство, выставка, вагнер Констан Монтальд (Constant Montald). Гнездо. 1893 год.
Фото с официального сайта Кунстфорума

Эротичный и музыкальный, мистический и литературоцентричный – бельгийский символизм явно недооценен широкой публикой, традиционно очарованной французами. В чем дело здесь, сразу и не скажешь – скорее в традиционной ориентации Европы на Париж и парижские моды. Но роль бельгийцев в развитии символистского движения трудно умалить. Не случайно в последнее время им посвящается все больше выставок, а некоторые из художников уже посмертно становятся мировыми звездами.

Собственно, истоки бельгийского символизма восходят к поэзии – к работе Фелисьена Ропса совместно с Феликсом Бракемоном в 1865 году над сборником стихотворений Бодлера, не пропущенным французской цензурой. Ропс стал известен также благодаря своим рисункам на сексуальные темы – его «Порнократия» стала одной из эмблем эпохи. Рисунок неизбежно представлен и на выставке «Поцелуй сфинкса. Символизм в Бельгии», проходящей этой зимой в венском Кунстфоруме.

Всего здесь показано около 150 работ, как живописных, так и скульптурных, отражающих и интерес к спиритуальному, и любовь к ранним голландцам, и связи с прерафаэлитами. Все они так или иначе связаны с высказыванием Жана Мореаса. Тот утверждал, что важнейшее свойство символистского искусства состоит в том, чтобы никогда не зафиксировать определение Идеи или высказать ее напрямую.

Особое место в венской выставке уделено культу Вагнера, чьи произведения в брюссельской опере La Monnaiе регулярно ставили с 1870 года. Почитание Вагнера в художественной среде было столь велико (именно в нем художники видели символистский сплав музыки и образа), что фрагменты его «Кольца нибелунгов» игрались даже в мастерских – например, у Константина Менье 15 марта 1886 года. Потому так много и в Вене произведений, навеянных вагнеровскими образами или служивших основой для декораций к его постановкам. Здесь и посмертный портрет самого композитора кисти Анри литературоцентричный, де Гру из частного собрания, и «Парсифаль» Жана Дельвиля, и скульптурные изображения Брунгильды и Валькирии работы Менье и Гео Вербанка.

Правда, в Вене не показывают «Изольду», рисунок Фернана Кнопфа (1858–1921), художника, практически не известного сегодня в России и ставшего одним из главных героев выставки в австрийской столице. Он любил изображать девушек и смерть. Часто рисовал портреты уже скончавшихся людей – по фотографиям, которые ему предоставляли заказчики. В этих посмертно-благостных изображениях чувствуется и художественная точность, и дыхание потустороннего мира – атмосфера, близкая поэтике символизма.

В последние годы ретроспективы Кнопфа проходят по всему миру. Подобный успех вызван не только повышенным вниманием к авторам, находившимся в тени своих гениальных современников (для поколения Кнопфа тень создавал Джеймс Энсор). На примере персонажей вроде бы второго ряда легче показать, как внутри эпохи работали основные культурные механизмы.

Главным в его творчестве остаются женские портреты. Фемина у него оборачивается сфинксом, явлением священным и чудовищным, чья загадочность смертельна и в то же время неумолима. Кнопф оказывается в кругу излюбленных тем бельгийского символизма. Одним из растиражированных шедевров Кнопфа стало «Голубое крыло» (1894), показанное сейчас и в Вене. Женщина здесь ангел и дьявол одновременно, жрица гипноза и богиня сна. Художник посвятил ей особый алтарь в доме, построенном по собственному проекту в Брюсселе. Женщины из плоти в доме, впрочем, не задерживались: романы Кнопфа длились недолго, семейная жизнь с молодой красавицей Мартой Вормс продлилась три года. Идея оказалась сильнее практики, женщина-вамп из мира фантазии безопаснее реальных людей.

Вена


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1544
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3459
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2533
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2047

Другие новости