Георг Сулек (Georg Soulek) в спектакле «Следы заблудших».
Фото предоставлено пресс-службой Burgtheater
Расчерченная на светящиеся квадраты сцена, группа рок-музыкантов на заднем плане, шесть персонажей, рассказывающих истории, будничные и философские одновременно, ведущих диалоги, выныривающих из монологов... Венский Академтеатр показывает «Следы заблудших» по пьесе Петера Хандке.
Спектакль Фридерике Хеллер – о повседневной жизни и одновременно тех параллельных мирах, которые позволяют в обыденных вещах обнаружить выходы в какие-то другие измерения, где гнет социального не столь важен, как поэзия жизни. В программке «Следов заблудших» – цитаты из Энгельса, автора хрестоматийных книг об индейцах Карла Мая и современного французского философа Жан-Люка Нанси. В России такой набор выглядел бы кокетством. Для Хандке же, принадлежащего вместе с Елинек к числу важнейших авторов не только Австрии, но и Европы, это привычный контекст современной мысли.
Спектакль, премьера которого прошла в этом году, показывают на фестивале в честь Хандке. Он приурочен к 65-летию драматурга и продлится до 9 декабря. В его рамках два спектакля, литературный вечер, а также концерт гамбургской поп-рок-группы Kante, участвующей в «Следах заблудших». Среди других спектаклей в Академтеатре по Хандке – «Неразумные вымирают» в постановке той же Фридерике Хеллер. По оргпричинам «Неразумные» вернут в репертуар лишь в январе, хотя это и одна из ключевых пьес и для Хандке, и для театра.
Ее много ставили в 70-е. Фассбиндер, например, инсценировал ее во Франкфурте. Посреди спектакля о Фассбиндере вспоминает жена главного героя Германа Квитта (его блестяще играет Филипп Хохмайер, ее – Сашико Хара, оба участвуют и в «Следах заблудших»). Она пересказывает реальную историю фассбиндеровской актрисы. Накануне режиссер вновь ее избил, но наутро, в кровоподтеках, она явилась на репетицию: хоть и упала с лестницы, а работа превыше всего.
Вставная история о чувстве долга и обстоятельствах его выполнения как нельзя лучше подходит спектаклю Хеллер. 30 с лишним лет назад Хандке писал сатиру на предпринимателей, причем сатиру интеллектуальную. Череда сценок из жизни средней руки капиталистов оборачивается гиперболой о людях, больше всего на свете интересующихся лишь одним. И это не пулечка и даже не секс, а прибыль.
Келлер пытается поменять ударения и очеловечить владельцев акций и ценных бумаг, составляющих мелкие экономические заговоры ради большего богатства. Но все равно получается ехидный, едкий и смешной спектакль. Сами декорации – огромные стекла, в которых, как в аквариуме, заключены герои (художник Сабине Кольштедт работала и над «Следами»), определяют воздух отчужденности. Смотреть на героев можно долго, любить их не получается. Отношения семейных пар отдают отстранением, если не вовсе могильным холодом.
Статус отверженного в общественном мнении из-за своих политических взглядов тот обрел давно. Хандке – в ряду писателей, чей конфликт с обществом едва ли преодолим. У всех на памяти и снятие его пьесы из репертуара «Комеди Франсез», и скандал вокруг присуждения ему городом Дюссельдорфом престижной премии Гейне. Решение жюри, наградившего Хандке, отвергли власти города. Их возмутило отношение Хандке к сербской войне, которое не совпадало с мнением большинства европейцев, его приезд на похороны Милошевича. От премии Гейне драматург отказался, продолжая при этом отстаивать свое понимание сербской истории.
Позиция скептика – единственно возможная для писателя сегодня. Хандке оказывается в роли интеллектуала, который и сам может заблуждаться, но готов при этом к диалогу. Правда, порой выясняется, что вести его особенно не с кем.
Вена