Известно изречение, что жизнь – игра. Подразумевается, что игра – модель жизни.
Со времен античности мы знаем, что простая модель имеет нечто общее со своим сложным прообразом. И в искусственном лабиринте можно заблудиться.
Стратегическое просчитывание ходов в игре имеет нечто общее с ответственностью в жизни. В обоих случаях человек стремится предвидеть последствия своих действий.
Разные игры отражают разные стороны жизни. В классическом труде Хейзинги Homo Ludens и в теории игр эта мысль подтверждается.
Кубик Рубика отвечает нашему стремлению к порядку, завершенности.
В компьютерных стрелялках воплощаются наши эмоции и драйвы: любопытство, желание, страх.
В символическом двоеборье шахмат мир человека предстает как сложная система фигур и ходов, а встреча людей – как поединок двух армий.
В футболе или хоккее просматривается образ крупных социальных процессов, в которых остро ощущается связь людей друг с другом. Есть игры, структура которых стремится моделировать жизнь как можно более полно. Можно перечислить основные признаки таких игр.
Эффект открытой системы, неисчерпаемости ходов и направлений. В сочетании с жесткой логикой и наличием «цели». Разнообразие людей, их ролей и связей. Фактическое совпадение поля игры с «полем» жизни.
Недавно я ездил в большой город на пару с новым другом. Я там искал одну вещь. Он помог мне найти ее. А по дороге домой рассказал про «Дозор», «Энкаунтер» и другие городские квесты.
Это коллективная игра, соревнование. Каждая команда должна как можно быстрее решить поставленную задачу.
Задачи бывают разные. Найти объект или записку. Собрать 20 подписей на переселение пингвинов в Африку. Поцеловаться с первой встречной на улице или выпросить у нее презерватив.
Но все это лишь маленькие сегменты большой стратегии. Общая цель игры – поиск вещи или записки в тайнике. Эта цель регулярно возобновляется.
Вспомним роман Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». Там дети разделились на две группы. Играли в Войну Алой и Белой розы.
Одной из целей войны было найти амулет – «Мумрика». Не путать с Снусмумриком от Туве Янссен. Другая женщина, другая книга.
Мы в школе тоже играли в «Розы». Цель игры сейчас точно не помню. Но по ходу многие разделились по парам, после школы поженились, позже развелись.
Задача может быть абсолютно абстрактная – типичное «то, не знаю что». Но все задания выполнимы.
Хороший мастер умело подбирает места и описания к ним, а также пробует все на себе.
Попытка найти межгалактическую станцию в стиле Венички Ерофеева ведет к обнаружению удивительных городских пейзажей.
Можно полазить по заброшенным стройкам, пристаням, открыть для себя новые места, в которые ты без квеста никогда бы не забрел.
Родословная квеста – игры для юных. От пионерской «Зарницы» до «игрищ» толкиенистов. Поэтому квест делает чудеса с психологическим возрастом людей. Матерых он молодит, а новичков обогащает опытом.
Мы с приятелем возвращались на поезде из города с вещью, которую там искали. Потратили на поиски много времени. И опоздали туда, куда везли ее.
Тогда я понял, что приехать вовремя было важнее, чем с этой вещью.
А потом осознал, что наша жизнь и есть настоящий квест.
Жизнь – современная городская игра, развивающая память, интуицию, волю. Она умножает мудрость. Учит быстро определять приоритеты и принимать решения.
В жизни нет фатальных зевков, нет мата и пата. Стратегий и вариантов много. Каждый по-своему правильный. От этого сложнее и проще.
Взять ход назад нельзя.
Зато, пока мы живы, можно играть дальше.