Дискуссия по-чеховски. Андрей Мягков, Анастасия Вертинская, Евгений Евстигнеев и Олег Ефремов на репетиции спектакля «Дядя Ваня»
Фото Игоря Александрова
1938 год. Фото красного уголка советской школы в Староконюшенном. Три девочки с косичками вешают на стену плакат – с гербом и солдатом в каске. Однако они – статисты. Опорная точка композиции – увлеченно руководящий ими мальчик в матроске. Это Олег Ефремов. Фотография как бы в миниатюре повторяет будущие снимки, на которых уже знаменитый режиссер «Современника», а затем МХАТа им. Чехова обсуждает и репетирует свои спектакли. «Современник» под руководством Ефремова продолжал опыт и поиски Константина Станиславского, так что место для выставки фотографий Ефремова – в Доме-музее Станиславского – выбрано не случайно. По случаю 80-летнего юбилея там демонстрируют работы фотографа-художника Игоря Александрова, а также материал из фондов Музея МХАТа.
В первом зале притягивает фото беззаботного молодого Ефремова, студента Школы-студии МХАТ им. В.И.Немировича-Данченко, и рядом – его художественный фотопортрет во время работы в ЦДТ. На втором снимке на красивом и гладком лице уже сквозят напряжение и забота, угадываются черты, так знакомые российскому зрителю. А напротив, словно бы для сравнения, – лоб в морщинах, взгляд задумчиво устремлен куда-то вдаль: лицо пожилого режиссера в 1990-е годы. Логично, что много фотографий посвящено рабочему процессу. Вот он с драматургом Александром Володиным в 1971 году на репетиции спектакля «Дульсинея Тобосская», вот с Людмилой Петрушевской на репетиции спектакля «Московский хор». Рядом с ним актеры – Вячеслав Невинный, Ия Саввина, Татьяна Лаврова, Екатерина Васильева и другие.
Танец рук, неисчерпаемая мимика худощавого лица. Взгляд то напряженный, острый, то улыбчивый, расслабленный. По набору персонажей, их позам и композиции хороша фотография на репетиции спектакля «Дядя Ваня». На первом плане Ефремов в профиль, нагнувшись, что-то говорит, рисуя на своей ладони, напротив Андрей Мягков в кресле, подперев подбородок, – то ли слушает, то ли дремлет. Далее – Анастасия Вертинская с выражением лица чеховских героинь и утомленно схватившийся за лоб Евгений Евстигнеев. Вот и другие моменты жизни. Юный актер ЦДТ со своим другом Геннадием Печниковым на улицах Казани: «И решили мы пойти пешком по Руси┘ У нас была одна шляпа на двоих – для дипломатических переговоров». Бодрый Ефремов на торжественном заседании по случаю 75-летнего юбилея МХАТ и мрачный осунувшийся – на стуле у себя в кабинете.
На выставке есть не только фотографии. На деревянном столике – две массивные чайки из мрамора. Подарок Ефремову к 20-летию спектакля «Чайка». Скульптуры режиссера из бронзы. Две схематичные фигуры, изображающие Ефремова на репетициях в «Современнике», больше напоминают не готовые работы, а наброски или пластилиновых боксеров Гарри Бардина. В третьем зале серьезные артефакты театрального реквизита – костюмы персонажей. Длинная красная мантия и белый курчавый парик Мольера, расшитый золотом да каменьями костюм Бориса Годунова, наряды Гришки Отрепьева, Шуйского и Марины Мнишек. Под эскизами декораций – фотографии сцен из спектаклей. Станислав Любшин в роли Вершинина и Алексей Жарков в роли Соленого в «Трех сестрах». Затянуты в белые мундиры. В трагической позе – Иннокентий Смоктуновской в роли Иванова, знаменитый эпизод в кабаке из «Бориса Годунова» с Варлаамом – Невинным, Мисаилом – Мягковым и Отрепьевым – Ефремовым.