Моего друга в детстве бабушка называла «поэт интерн бэт». Буквально по-русски – «поэт под кроватью». По смыслу – недотепа. А может, графоман?
Друг был графоманом. Часами сидел за столом, исписывая тетрадку, не мог остановиться.
Родители говорили: «Сколько можно заниматься писаниной?! Может, лучше уроки поделаешь?»
Это было не обычное детское творчество, а скорее некая ролевая игра. В писателя. Как дети играют в доктора. Только более страстно.
Тетрадка усилием воображения превращалась в книгу. Автор – в восторженного и благодарного читателя.
Сначала это был тайничок, секретик. Потом появилась тоска по слушателю.
Читал родителям. Но у них было много дел. Стал читать бабушке.
Она слушала подолгу, приговаривая с фрикативным «г»: «Но сколько бумагы, сколько бумагы!» Смысла этой фразы он тогда не понимал.
Школа прошла незаметно благодаря писанине. Мой друг закончил огромный «роман» о школе накануне отъезда в армию. Где постоянно мысленно перечитывал его.
После армии пошел в литобъединение. Там над ним смеялись.
Руководитель сказал: «Стихи плохие, а поэт хороший. Ты их перепишешь потом».
Еще он сказал: «Графоман – невежа. Поэт невозможен без глубокого образования. Поступай на филологический факультет МГУ».
На дне открытых дверей декан предупредил: «Увлечение творческой писаниной – не повод к нам поступать. Попробуйте в Литературный. Мы наукой занимаемся».
Друг поступил на филфак, где мы и познакомились. Там он узнал, чем отличается писатель от графомана.
Графомания – некодифицированное бессистемное письмо. Написать как попало и наврать, что это «просто образ такой». Может, кто поверит.
Литература имеет свой внутренний порядок, код, понятный автору и читателю. Тонкую, строгую и красивую систему. Графоман уповает на «вдохновенье», не работает над текстом и мало читает книг. Писатель наслаждается работой над текстом. Знает, что быть в традиции необходимо, но недостаточно. И что на одном «драйве» не выедешь.
Писатель тоже по-своему графоман. У него есть неиссякаемая потребность в творчестве.
Пытаясь отличить писателя от графомана, можно ошибиться. Какой-то текст кажется некачественным, а на самом деле это новый стиль, который еще не успел зарекомендовать себя.
Не надо сразу говорить про что-нибудь: графомания, не искусство. Иным современникам филигранные «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» казались небрежными.
Иногда поэт нарочно использует графоманский стиль, как Дмитрий Александрович Пригов. В его текстах, как и в «Онегине», тщательно имитируется неаккуратность. Но это – мастерски сделанный прием.
Бывает наоборот. Бездарность или халтура прикрывается фиговыми листиками оригинальности, творческой независимости. А перед нами лишь самонадеянный графоман.
Иногда вчерашний признанный раздолбай внезапно разворачивает к себе публику, навязывает свою систему оценок и влияет на тренды эпохи. Как Вильям Блейк или таможенник Руссо. «Гении», как раньше говорили. Не люблю это слово. Лучше уж «аффтар жжот».
Закончив аспирантуру, друг стал артистом. Он пел и показывал свои стихи, на всякий случай предупреждая, что это не поэзия, а музыка и арт. Но можно и не предупреждать. Все и так профессионально. Я говорю так не потому, что это мой друг. С тех пор он немало преуспел. Теперь бабушка сказала бы про него «поэт афн бэт». Поэт на кровати. И написал он много историй. Одна из них – про друга. Типичная графоманская тема. Мой друг... Ну, вы знаете, кто это.
Конечно, я сам. Просто у нас почему-то использование первого лица считается, если я не ошибаюсь, чем-то нескромным.