Дмитрий Медведев и лорд Норман Фостер у макета «Музейного городка». Объект сдан – объект принят.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вызывали по делу. Нужно, чтобы Москва к 2012 году не померкла на фоне Сочи – это одна из задач, поставленных перед архитектурным бюро изобретателя стиля хай-тек.
Лорд Фостер заседал вместе с попечительским советом Фонда ГМИИ, которому предстояло одобрить идею концепции создания в центре Москвы культурного комплекса мирового значения.
Объект, представленный в виде макета, принимали Дмитрий Медведев, Эльвира Набиуллина, Олег Табаков, Юрий Башмет и другие попечители ГМИИ им. Пушкина.
Архитектурно-градостроительная концепция «Музейного городка» была представлена наглядно тут же – в музее. Вызвала восторг собравшихся и законный вопрос: сколько стоит? Однако он пока остается без ответа.
По замыслу, в результате экспозиционные площади ГМИИ увеличатся с 10 тыс. до 42 тыс. кв. м, объемы фондохранилищ вырастут в четыре раза. То есть реконструкция полная. Кроме перестройки существующих зданий и устройства экспозиционных залов под сквером перед усадьбой Вяземских-Долгоруковых задумано новое выставочное здание, которое разместится по адресу Волхонка, 14–16. Бюро Фостера позаботилось о том, чтобы у ГМИИ появились своя научная библиотека и архив площадью 2,9 тыс. кв. м. Также согласно концепции рядом с основным зданием музея разместятся многофункциональный концертный зал на 600 мест, офисное здание площадью 2,7 тыс. кв. м и подземный паркинг на 150 машиномест. Все, что войдет в «Музейный городок» будущего, включая кафе, рестораны и магазины с сувенирами, будет соединено подземным пространством, а также напрямую сообщаться со станцией метро «Кропоткинская». Срок реализации задуманного – 5–6 лет.
Директор Музея им. Пушкина Ирина Антонова нашла проект «замечательным и деликатно сочетающимся с архитектурой XIX века». «Это будет тот самый музейный городок, о котором мечтал в свое время Иван Владимирович Цветаев», – сказала она корреспонденту «НГ». На вопрос, почему для реализации проекта было выбрано именно архитектурное бюро Нормана Фостера, Ирина Антонова ответила, что конкурса не было. «Мы видели его работу в Британском музее, и нам показалось очень правильным обратиться именно к нему».
Норман Фостер заметил, что сметой пока не занимался, поэтому сказать сейчас, во сколько обойдется преобразование музея, пока не готов. На первом этапе разработки концепции, по его словам, важно было сохранить единство облика музейного пространства при полной его сущностной модернизации.
«Вам интереснее строить или перестраивать?» – поинтересовался ваш корреспондент у лорда Фостера. «Невозможно ответить, – сказал архитектор. – Это как если бы вы спросили, люблю я сладкое или соленое. Я нуждаюсь и в том, и в другом. А здесь будет целый город. Тут будет и старое и новое! Сравнить это со своими предыдущими проектами... Есть только одна Москва. Был только один Пушкин. Только один Пушкинский музей. Он уникален!»