0
771
Газета Антракт Интернет-версия

30.11.2007 00:00:00

Тело и общество, природа и "я"

Тэги: фотография, искусство, выставка, фото


фотография, искусство, выставка, фото Параллельное тело от Сэма Тэйлора-Вуда.
Sam Taylor-Wood Bram Stoker's Chair II (2005). Фото: каталог

Нет более демократичного искусства на свете, чем фотография. И в то же время нет более сложного, законспирированного и хамелеонничающего искусства. Его нынешнее состояние исследует выставка «Фото. Искусство» в музее Эссля в венском пригороде Клостернойбург.

Вся экспозиция сделана на материале собственного собрания Эсслей. Такое решение продиктовано не бедностью, но богатством коллекции. Тысяча с лишним снимков охватывает почти все направления и стили. Для выставки же отобрали 150 работ 40 авторов, от Синди Шерман и Массимо Витали до Жан-Марка Бустаманте и Томаса Штрута. Шесть разделов посвящены и проблемам самопредставления в фотографии, и современному пониманию пейзажа, и искусству рассказчика сегодня. В последнем разделе показаны, в частности, работы Трейси Моффат. В серии снимков, решенных как комиксы и потому ориентированных скорее на кино, чем традиционную фотографию, та обыгрывает клишированные представления об Австралии 70-х годов. Очень красивые, надо сказать, были клише. Совершенно иными глазами смотрим мы сегодня и на мыльные оперы 70-х, и на комиксы о летающем докторе, печатавшиеся в те годы с продолжением в ежедневной газете Брисбена. Моффат родилась в Брисбене в 1960 году. Поскольку она наполовину аборигенка, на воспитание ее отдали в семью белых рабочих (так правительство понимало ассимиляцию). Нетрудно понять истоки ее творчества, где смешение культур остается одной из главных тем вместе с образами, закладываемыми словно базы данных в ребенка в детстве.

Моффат не мыслит себя без компьютерных технологий, как и большинство фотографов ее поколения. Вот и Сэм Тейлор-Вуд в эффектной серии «Стул Брэма Стокера» (2005) убирает в итоговых снимках детали, присутствовавшие в кадре во время съемки. Речь прежде всего о многочисленных веревках и тросах, позволявших натурщице принимать фантастически изысканные позы и балансировать одной ногой на спинке стула (тень стула, кстати, с фотографий тоже исчезла). Серия представлена в разделе The exposed body, посвященном треугольнику «тело–публичность–общество». Здесь же и снимки Ширин Нешат, американки иранского происхождения, практически не использующей возможности компьютера. Героями ее самой знаменитой, наверное, фотосерии «Женщина Аллаха» (1993–1997) стали сама художница, а также арабская каллиграфия. Она то закручивается спиралью, то прошивает, словно нить, белое пространство фона, то вьется по ладони и пальцам, то гнездится в самой сердцевине зрачка. «Когда я начала заниматься традициями и философиями, лежащими в основе ислама и связанными прежде всего с представлениями о женщине, – говорит Нешат, – я решила для себя не покидать границ социального, культурного и религиозного кодов, не посягать на существующие преграды┘ Как только я остановилась на таком образе действия, в моем распоряжении осталось невероятно мало выразительных средств. Но это сокращение наделило меня чувством ясности, простоты».

Лаконичностью отмечена и серия Rapture, возникшая во время съемок одноименного фильма 1999 года. Он стал частью видеотрилогии Нешат, посвященной мужскому и женскому. Во многом благодаря фильмам она обрела мировую известность. Но в какой-то момент кураторы зачислили ее творчество в раздел «этно», она почти исчезла из крупных проектов. Хотя менее художественными от этого работы Нешат не стали.

Впрочем, на то они и частные коллекционеры – задавать простые на первый взгляд вопросы: что есть фотография сегодня и как влияют на творчество такие изменения в мире, как глобализация, развитие массового туризма и тотальная медийность? А главное – выбирать для ответа авторов согласно собственному вкусу.

Но в целом вкус этот мало в чем расходится с музейным: всяк собиратель хочет иметь вещи, ценимые другими. А что может быть ценнее той же Синди Шерман, меняющей свое обличье, разрушающей и вновь создающей наше представление о красоте? Ее работы связаны с проблемой изменения идентичности, с тем, как личность творца размывается в процессе эксперимента, оказывается такой же неуловимой, как облик миллионов окружающих его людей.

Мерцающе-ускользающая, непрерывно меняющаяся идентичность находится под постоянным давлением, испытываемым с разных сторон. Информационные поля, пронзающие личность вопреки ее желаниям, являются лишь слабым отражением тех энергетических бурь, что сопровождают смешение и смещение ценностей в мире, рождение новой, мультикультурной цивилизации.

Едва ли не защитой выглядит игра с образом и его подобием, с масскультурными фетишами и попыткой придать изменчивому «я» видимость стабильности, прочности, устойчивости. В итоге и эта система координат окажется временной, иллюзорной. Но кого когда останавливало знание того, что счастье недолговечно?

Вена


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1562
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3481
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2551
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2066

Другие новости