Нас сразу предупредили, что удавов не будет: все-таки Россия и очень холодно, они могут заболеть. Но на концерт все равно все шли с большим любопытством. Еще бы - Элис Купер на сцене уже без малого сорок лет, опыта проведения феерических шоу у него много.
Элиса Купера никто официально не короновал, но титул короля ужасов он носит с радостью. Молодой группе, не носившей тогда названия "Элис Купер" (Alice Cooper) - в честь явившейся на спиритическом сеансе ведьмы - запрещали выступать во многих маленьких городках, потому что по стране ходили слухи об обезглавленных во время представления курах, электрическом стуле и прочем насилии. Но именно эти черты фирменного стиля и сделали Винсента Фурнье Элисом Купером. И именно поэтому он в свои без малого шестьдесят все еще любим публикой.
Оззи Осборн, Роб Зомби, Мэрилин Мэнсон – все они учились делать шоу у Купера. И никто, как считают критики, так и не превзошел его в мастерстве устраивать шабаш на сцене.
Пресса отнеслась достаточно скептически к очередному концерту шок-рокера, пройдясь насчет возраста, устаревших фокусов и проведя параллель с некоторыми звездами российской эстрады. Но┘
В Б-1 шоу началось фактически с момента выхода маэстро на сцену. Он был узнаваем даже в бесплотном актере театра теней, где под первые аккорды тяжелого гитарного рифа разыгралось убийство. Несколько жестов - а мы видим отношения персонажей. Именно персонажей, потому что люди на сцене помимо грима носят маски гораздо более сложные.
На момент выступления примерный семьянин Винсент Фурнье как в мантию закутывается в образ Элиса Купера – демонического существа, властелина и соблазнителя. И шоу разворачивается на наших глазах подобно хорошо запакованному подарку: сначала просто музыка и драйв, Купер прохаживается по сцене, размахивая стеком и раздавая пинки своим музыкантам. Он стоит царем горы над толпой разновозрастных фанатов, тянущих к нему руки и повторяющих текст песен.
А дальше из обычного концерта проклевывается представление. На сцене появляются персонажи, которые втягивают в общем-то нейтрального, хоть и брутального, музыканта в свою жизнь, в свои интриги.
Концерт в рамках европейского турне Dirty Diamonds похож на спиритический сеанс - первые аккорды песни вызывают на сцену все новые образы, которые живут своей жизнью, а Элис Купер – медиум, связующее звено всех этих реальностей.
Вот он справляет странный и страшный ритуал какой-то свадьбы наоборот: окровавленная невеста, которая пьет его кровь, а он срывает с нее свадебное платье. Певец катает по сцене коляску и поет нежную колыбельную в установленный на ней микрофон. Но младенца потом все равно не станет - на глазах у публики.
Или вот – невероятное акустическое соло - фламенко в лиловом тумане, и выходит он – призрак Элиса Купера в надвинутой на глаза шляпе. Он поет в микрофон, и мы верим, что вокруг – туманный город, а из-за угла тихонько выплывает танцовщица фламенко – и очень отвязная.
И так много раз подряд.
Гильотина не пугает, равно как потоки искусственной крови, которая очень хорошо сделана, раз так похожа на настоящую. Не пугает и голова Купера, которую палачи в черных масках и безутешная вдова демонстрируют залу. И я бы не удивилась, начни эта голова петь.
Сам Купер считает, что пугать нужно с юмором, чтобы зрители смеялись - над музыкантами, над собой. Только проходя через такую эстетизацию, зритель получает своеобразное очищение. Этот театральный закон работает еще со времен античного театра, так почему на шок-рок концерте не может быть катарсиса? В мире полно вещей пострашнее игрового обезглавливания – одни теленовости чего стоят. Кстати, Элис Купер признался, что именно CNN пугает его больше всего.
Когда звучит хит «School’s out» - своеобразный ответ "Пинк Флойд" (Pink Floyd) – в зал летят огромные надувные шары, взрывающиеся конфетти. Публика – от школьников до ровесников Купера – одинаково радостно подпевала знакомой песне. Действительно, зачем школа? Хотя сам Элис Купер так не думает: его трое детей посещают школу и университет. В Москву король ужасов приехал с женой и дочерью, они часто сопровождают его в турне, а дочь даже выходит на одну сцену с отцом – как раз в образе той самой танцовщицы фламенко.
Все участники шоу прошли перед зрителями в финальной песне - «Elected». Предвыборная гонка с участием актеров со слишком знакомыми по международным новостям масками пришлась очень кстати. У нас ведь тоже - выборы. А Элис Купер стоял над толпой и смотрел, раскинув руки в стороны, как публика протягивает к нему руки. По сцене проходит череда людей с плакатами: «Голосуйте за Элиса!», «Ему наплевать!», «Сложный человек на сложные времена». Почему бы и нет, думали пришибленные предвыборными дебатами россияне.
Московская публика не разочаровала Купера – отдачи было много. «Мне именно это нравится в концертах в России – совершенно бешеная энергетика. На сцене чувствуешь энергию из зала, и нет никаких вежливых улыбок».