1915 год. Так неизвестный фотограф увидел Первую мировую войну.
Фото из фондов «Московского музея фотографии»
Черный и белый цвета, суровые оттенки серого. Фотографии начала XX века. Документальные кадры истории, полученные в ту пору, когда еще не было монтажа, photoshop и фотожаб. Именно поэтому в них столь остро ощущаются строгость и правда. В отличие от большинства письменных архивов, доступных лишь ученым, эти исторические свидетельства могут и должны стать достоянием широкой публики. В отличие от эмоционального тона живописи они верно и честно представляют реальность, помогая осмыслить прошлое.
Воссозданием достоверного образа событий истории занялся музей «Московский Дом фотографии», представивший проект «Фотоархивация Российской истории». Кроме создания интерактивного портала он решил выпустить четырехтомное издание – «Россия. ХХ век в фотографии». Презентация первого тома, прошедшая на Винзаводе в галерее «Победа», была украшена увлекательной фотовыставкой «Россия. ХХ век в фотографиях: 1900–1917» из фондов музея «Московский Дом фотографии».
На берегу реки в белых косынках – прачки с будничными утомленными лицами. Стирают в шайках, переделанных из деревянных бочек. У деревянного столика с крестообразной ножкой в фуражке и белом фартуке – бородатый мужик, продавец груш. Бесформенная черная кучка, наваленная перед ним, наводит на мысль, что это сухофрукты. Тарелочки весов на цепях подвешены к лежащему на боку бочонку. В длинном фартуке и с метлой – высоченный дворник, опустивший глаза к мостовой. На фуражке номер участка: 37–38 Можайск. ул.». Бытовые наблюдения неизвестных авторов 1910–1920-х годов.
Еще один блок – виды старой Москвы. На фото Петра Павлова пространство Лубянской площади заполнено лошадьми и телегами, в центре – фонтан, из которого москвичи берут воду, на заднем плане – Владимирские ворота. Его же панорама Москвы с юго-восточной стороны. Ломаная плоскость железных крыш, широкая в ту пору Москва-река запружена баржами и лодками, справа за забором – белое здание Исправительного дома. Городскую тему дополняют снимки Екатеринослава в исполнении Николая Вечерского, к примеру – фото международной выставки, где укутанный в длинные платья, платки, капоты народ внимает чуду американской силосной башни.
Вот Николай II и Александра Федоровна выходят из Зимнего дворца, толпа машет шапками и кидает их вверх. Эта работа мастера фотоискусства Карла Буллы запечатлела исторический момент – объявление войны. С этого момента – ряд картин, отражающих боевые действия. Среди них – оригинальные сюжеты. Веселая игра в снежки на передовой через заграждения из колючей проволоки, распластавший по земле крылья сбитый самолет поручика Подкуйко, у ствола дерева грузно и нелепо осел германец, расстрелянный за найденные в подсумке разрывные патроны.
Шедевр выставки – работа Софьи Андреевны Толстой. Больной Лев Николаевич, буравящий зрителя пронзительно-отрешенным взглядом, одна рука – на раскрытой книге, как на Библии. Рядом, склонив голову и обреченно опустив глаза, дочь Татьяна. Гаспра, 1904 год. Кроме сцен из жизни титана стоит увидеть фото дня «белой ромашки» (день борьбы с туберкулезом): плетеные корзины, ленты с надписью «Помогите чахоточным!». Зал Главного телеграфа, где дамы с забранными в строгие прически волосами выстукивают азбуку Морзе, и захваченные революционерами «автомобильные сани». Это чудо техники с прикрепленными к передним колесам лыжами увидишь только в России.