Йохан Пулкканен на предаукционной выставке Christie’s в Доме Пашкова.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Первое знакомство аукционного дома Christie’s с русскими покупателями произошло без малого два с половиной века назад, когда к французскому антиквару Джеймсу Кристи, недавно основавшему аукционный дом, обратилась русская императрица Екатерина. Просвещенная владычица занималась тогда формированием собрания живописи и с помощью Christie’s приобрела произведения из коллекции Роберта Уолпола. Тогда полотно Николая Пуссена «Моисей, иссекающий воду из скалы» было куплено за 900 фунтов, а «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта – за 300 фунтов.
Ныне Сhristie’s – самый крупный аукционный дом в мире, а русские покупатели – одни из самых активных на торгах. В преддверии Русской недели в Лондоне на вопросы «НГ» ответил президент европейского отделения Christie’s и директор международного отдела импрессионизма и искусства XIX–XX веков Йохан Пулкканен.
– Господин Пулкканен, недавно дом Christie’s объявил об открытии представительства в Москве. Планируется ли, возможно, в отдаленном будущем организация аукционов непосредственно в Москве или про это пока рано говорить?
– Мы, безусловно, продолжим изучать возможность проведения торгов в Москве. В ходе работы представительства станет ясно, как их организовать. Правда, это скорее вопрос долгосрочной стратегии. Пока же наше представительство предоставляет возможность коллекционерам в России завязать отношения с Christie’s, увидеть произведения, выставлявшиеся в других точках планеты. У нас большой бизнес – мы организуем свыше 500 торгов в мире ежегодно. На предаукционную выставку в Дом Пашкова мы привезли шедевры со всего света. Москва становится привычной площадкой в нашей международной программе показов, охватывающей Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Париж. В последние два года я не раз бывал в российской столице. Реакция просто фантастическая. Не слышал ни одного плохого слова в адрес Christie’s.
– Вы возглавляете отдел импрессионизма и искусства XX века. Совсем недавно в Нью-Йорке прошли торги живописи импрессионистов. Оправдали ли они ожидания?
– Аукцион в Нью-Йорке был очень успешным. Это вторые по значимости торги произведениями импрессионистов в истории Christie’s и рынка искусства в целом. Были установлены мировые рекорды продаж для Анри Матисса, Поля Сезанна, Поля Синьяка и Альберто Джакометти – величайших художников последних полутора веков. Мировой рекорд для мастеров такого уровня – случай экстраординарный. Всего установлено 57 мировых рекордов. Выставлялись и произведения русских живописцев. Правда, к сожалению, мировые рекорды установить не удалось. Но сам факт подтверждает стремление Christie’s показывать лучшие вещи из России. Мы продолжим делать это и в следующем году, когда пройдет крупная выставка русских произведений.
– На Sotheby’s не продалась самая важная вещь, на которую возлагали большие надежды, – картина Гогена, а уникальная работа Ван Гога не достигла даже нижней отметки эстимейта. Скептики поговаривают, что это означает спад интереса к искусству импрессионистов и остановку роста цен.
– Возможно, отдел импрессионизма Sotheby’s просто завысил эстимейты ряда работ, и это необходимо принимать в расчет. Импрессионисты были гениями XIX века, точно так же, как Пабло Пикассо – гений XX века. Клод Моне, Эдуар Мане, Поль Сезанн уже стали частью всеобщего наследия. Так что вопрос не в том, может ли в какой-то момент испытать спад рынок. Дело в другом: насколько подорожают их основные работы в будущем. Найти великие произведения становится все сложнее, многие из них уже нашли своих владельцев. Отмечу, что последовавший за торгами Sotheby’s аукцион послевоенного искусства был очень успешным: за две недели продажи составили 977 миллионов долларов. Это рекорд в бизнесе. Рынок остается очень сильным для хороших, не приевшихся картин, получивших достойную оценку.
– Вы упомянули о торгах послевоенного искусства. Это один из самых развивающихся отделов рынка. В чем секрет успеха продаж современного искусства?
– Каждая область, в которой работает Christie’s, имеет свои особенности и отличия. Старые шедевры, драгоценности, импрессионизм, послевоенное искусство – индивидуальные категории, особый интерес к которым проявляют отдельные группы людей, требующие самого лучшего. Что касается рынка послевоенного искусства, то сейчас на нем активны молодые коллекционеры, для которых большее значение имеют произведения 1970-х, 80-х и 90-х. Это естественный сдвиг: разные поколения интересуются разными периодами искусства. Дело даже не в моде, а в прогрессе времени и вкуса. Например, многие картины, написанные в 1960–1970-х, отражают образы моего детства, и, будучи коллекционером, я не могу удержаться от того, чтобы попытаться приобрести эти произведения. Именно это мы сейчас и наблюдаем.
Кроме того, рынок современного искусства по-настоящему глобален. Коллекционеры готовы приобретать произведения со всех уголков света, и это знак времени, XXI века. Современное искусство стало международным языком общения, а коллекционирование превратилось в стиль жизни. Сейчас практически каждый пытается собирать произведения искусства на любом уровне, а современное искусство более доступно. В то же время некоторые работы стоят миллионы. Это разнообразие порождает больший интерес. Наши клиенты пристально следят за оценкой и качеством предметов, пытаются исходя из эстимейта составить себе представление о том или ином лоте. Информацию по каждому конкретному художнику можно легко найти – она доступна. Можно свободно следить за рынком по продажам в Гонконге, Нью-Йорке, Лондоне.
– На следующей неделе в Лондоне стартует русская неделя. Ваш конкурент Sotheby’s впервые проводит вечерние торги, таким образом, стараясь перевести русское искусство в разряд элитного, престижного.
– Важно не время, когда проводятся продажи, а качество предлагаемых лотов. Например, яйцо Фаберже, которое заинтересует огромное количество коллекционеров, уйдет в любое время суток. Когда продаешь картину в Нью-Йорке в 7 вечера, европейские коллекционеры вынуждены бодрствовать до 2 утра, чтобы победить. А вечерние продажи в Лондоне очень удобны для нью-йоркских коллекционеров, у которых день только начинается. Могу сказать одно: мы в Christie’s, особенно в последние пять лет, выставляем на продажу только самое лучшее.
– На русской неделе у Christie’s очень обширная программа, состоящая из нескольких тематических аукционов. На что стоит особенно обратить внимание на торгах?
– Помимо Фаберже я бы отметил коллекцию Сомова, прекрасные работы Анненкова, Гончаровой. Кстати, появилась новая тенденция – русским искусством интересуются и нероссийские покупатели. Точно так же российские коллекционеры готовы приобретать работы Шагала, Полякова, Кандинского, которых мы традиционно относим к европейскому искусству. Я сам люблю авангардную живопись XX века – Пикассо, Кандинского и Малевича. Как видите, двое из них – русские.
– Вы прошли в Christie’s долгий путь от специалиста до главы европейского департамента. Расскажите немного о специфике работы в аукционном доме.
– Вся работа в аукционном доме очень творческая. Я счастлив, что занимаюсь именно этим бизнесом. За 12 лет, что я возглавлял отдел импрессионизма, я объехал весь мир, встречался с представителями всевозможных народов и культур, нашел друзей в разных уголках планеты. Работа в отделе импрессионизма означает, что вы – на самой верхушке рынка искусства. Сейчас моя задача заключается в том, чтобы понять, что ищут коллекционеры, чего коллекционер XXI века ждет от аукционного бизнеса. У рынка появились новые измерения, и Christie’s занял сильную позицию.