Карнавальный разгул на улицах Кельна.
Фото автора
Несмотря на наводнения, дождь и снег, 11 ноября в Германии со всех концов страны стекаются в славный город Кельн разряженные толпы народа. Ведьмочки в разноцветных париках, паяцы, особы в царственных одеждах едут не в одиночку, а шумной компанией, распевая песни и ящиками распивая пиво. Все подгадывают, чтобы быть на центральной площади города аккурат в 11 часов 11 минут. Четыре раза по одиннадцать – 11-го числа 11-го месяца в 11 часов 11 минут начинается здесь большой карнавал, он собой знаменует начало пятого, «карнавального», времени года. Магия цифр уходит корнями в средневековое прошлое, туда, где человеческим умам не давали покоя алхимическое знание и разные еретические поверья. Будто 11 – число безудержного веселья, предписывает веселиться без устали и до упаду, под покровительством самого князя тьмы Люцифера.
Иногда, говоря об истоках, насмешливо поминают «заклятых друзей» – французов. Немецкое слово ELF (одиннадцать) – якобы сокращенное обозначение любимого соседями лозунга: Egalitе, Libertе, Fraternitе (равенство, свобода и братство). Дескать, утопические лозунги такого толка хороши для карнавальных шутов, а в обычной жизни вряд ли...
Есть и более прагматические объяснения, без мистики, чародейства и исторической вражды. 11 ноября, в праздник Святого Мартина, заканчиваются все основные сельскохозяйственные работы. Да здравствует праздное веселье! Карнавальный досуг продлится вплоть до первой недели Великого поста. Лишь тогда он превратится в то, что мы привыкли называть карнавалом, – в уличное шествие с маскарадными переодеваниями.
Карнавал в Кельне проводится с незапамятных времен. Уже в ХIV веке мы находим письменные свидетельства о нем. Всеми праздничными мероприятиями ведает специальный шутовской совет одиннадцати. Он формируется по коллегиальному принципу, 11 членов – 11 профессиональных шутов. Карнавал открывается торжественной церемонией: советники представляют публике кельнскую звездную троицу, она и будет править балом. Во главе – Его Дурачество Принц, символ героического прошлого Кельна. Вместе с ним – Его Тюфячество Крестьянин. Дань тому, что именно крестьянское хозяйство – настоящее подспорье городскому экономическому благоденствию. Третья властительница карнавала – Ее Пригожесть Кельнская Дева. Почитается как хранительница города и символизирует неприступность, невинность и способность их отстоять при любых обстоятельствах. Из-за такой нешуточной символьной нагрузки всегда ее изображает мужчина. В этом году выпить пива на главной площади и поесть знаменитых телячьих сарделек собралось ни много ни мало – 80 000 человек. Карнавал в Кельне долго сохранял свою социально-сатирическую направленность, промывая косточки «домашним» политикам, но сейчас он сильно сдает позиции и неумолимо превращается в еще один повод бесшабашно подурачиться и напиться.