0
1058
Газета Антракт Интернет-версия

16.11.2007 00:00:00

Власть как любовница

Тэги: верди, опера, театр


верди, опера, театр «Дон Карлос» – одно из редких произведений Верди, посвященных не столько любви, сколько политике.
Фото Моники Риттерсхаус

Поразительно, как при сравнительно небольшом бюджете Франкфуртская опера вот уже столько лет входит в число лучших театров Германии. По результатам опросов критиков многие ее постановки признаются лучшими в сезоне. Успех выпал и на долю «Дона Карлоса» в режиссуре шотландца Дэвида Маквикара, уже поставившего на местной сцене «Агриппину» Генделя (до этого спектакль шел в брюссельском театре «Ля Моннэ»). Аншлаги не только на текущие спектакли, но и на предварительную продажу в июне, когда «Дон Карлос» после паузы вновь вернется в репертуар, – результат, о котором может мечтать любой интендант.

Верди относится к числу вечных оперных хитов. Но во Франкфурте его давно уже ставят как композитора современного, лишенного мелодраматической желтизны, актуального не только по музыкальному языку, но и по выбору тем. Все дело в интерпретации. То «Фальстаф» превратится в трагикомедию из жизни современной итальянской гостиницы, то «Бал-маскарад» с легко узнаваемым образом Герхарда Шредера окажется пародией на парламентские выборы, а недавний «Симон Бокканегра» в постановке Кристофа Лоя пронял публику психологизмом редкой сегодня пробы.

Говорят, «Дон Карлос» – одно из редких произведений Верди, посвященных не столько любви, сколько политике. Все же либретто, основанное на испанском сюжете Шиллера, обязывает. Но, если присмотреться да прислушаться, поймешь, что о той же любви, и даже не просто о любви, но страсти. Только вместо человеческих отношений полем эмоций оказывается власть. Потому декорации франкфуртского спектакля, а заодно и обложка программки, столь явно отсылают к духу Эскориала, знаменитого дворцового комплекса неподалеку от Мадрида. Художник – по-хорошему модный сегодня Роберт Джонс, работающий и для Гляйнборна, и для берлинской «Унтер ден Линден», – сделал главным строительным элементом серый кирпич. Именно из него и формируется пространство, давящее и унылое (ощущение, которому реальный Эскориал, по-моему, давно уже не соответствует, поскольку с течением времени превратился в памятник архитектуры, символ всей Кастилии). Немецким же критикам сцена напоминает то ли склеп, то ли тюрьму, а то и творение Альберта Шпеера.

Уныл и давящ не только интерьер, но и дух, царящий на сцене. Дух «тирана-отца», как определяет его режиссер, олицетворен образами короля Филиппа (корейский бас Кванчжул Юн), «отвечающего» за речь, Великого инквизитора (румынский тенор Георгий Петеян), выражающего его политические взгляды, и собственно церковью (помимо монахов, о ней напоминает и огромный горящий крест, поднимающийся во всю высоту сцены). Их сердца принадлежат власти, их жизнь посвящена смертельным и одновременно эротическим играм вокруг символов обладания, все человеческое им чуждо, за исключением разве что пороков да грехов стремящихся к обладанию всем и вся.

В этом окружении ни молодому Дону Карлосу (еще один кореец, на этот раз тенор Йонг-Хон Ли), ни заподозренному им было в предательстве маркизу Позе (английский баритон Саймон Бейли) не выжить изначально. Но сдаться – значит лишиться самого себя. А перед прекрасными глазами Елизаветы Валуа решиться на это способен немногий.

Елизавету поет сопрано Аннализа Распальози, не только красавица, но и специалистка именно по Верди. В том же Франкфурте она блистала в «Симоне Бокканегре» Кристофа Лоя, а москвичи могли ее слышать несколько лет назад во время гастролей театра Дзеффирелли с «Травиатой». Если добавить к этому певческому ансамблю безукоризненный оркестр под управлением 80-летнего дирижера-патриарха Карло Франчи, можно понять, что в этот раз «Дон Карлос» встретился и с первоклассными исполнителями, и с продуманной режиссурой. Внешние эффекты, сводящиеся к комикованию либо эпатажу, у немецкой оперы не в чести. Ценится другая сторона режиссерского театра, та, что исследует человеческую судьбу, драму отношений и обстоятельств. Рассказ о них хоть и прост по форме, но ведется с учетом всех знаний, накопленных человечеством за время, прошедшее после первого исполнения оперы. Впрочем, в нашем случае можно спорить о дате рождения. Верди представил «Дона Карлоса» в Париже в 1867-м, но 21 год спустя показал в Модене пятиактную версию, названную итальянской. Именно ее и воплотили сегодня во Франкфурте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1589
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3511
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2579
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2090

Другие новости