Века вернули раскрашенной глине ее первоначальный цвет.
Фото c официального сайта Британского музея
Величайшее археологическое открытие XX века было сделано в 1974 году: китайский крестьянин рыл колодец и на глубине пяти метров обнаружил терракотовую голову. Это было началом выхода на свет целой глиняной армии – тысяч рядовых и десятников, выполненных в натуральную величину. Зрелище 2200-летних воинов, установленных в траншеях, откуда их откопали, захватывало воображение. Захолустный городок Сиань сразу сделался достопримечательностью мирового масштаба.
Появление глиняных статуй в Британском музее вызвало сенсацию – подобной лондонцы не помнят со времен выставки Тутанхамона в 1972 году. Билеты приходится бронировать за три недели до посещения. Впервые пределы Китая покинула столь многочисленная делегация фигур, дополненная уникальными лошадиными повозками и предметами дворцового быта. Но 20 воинов – это не рота. Смогут ли они произвести впечатление гордой императорской армии?
При входе в зал стоит глиняный лучник – он приглашает ознакомиться с историей своего повелителя, первого китайского императора Цинь Ши-хуанди. Фактически Цинь Ши-хуанди и является главной темой выставки. Как все тираны древности, он испытывал потребность рассказать небу и земле о своем величии: надписи на высоких скалах увековечили его имя, а 200 с лишним дворцов, построенных вдоль реки Хуанхэ, олицетворяли крупнейшие звезды по обе стороны Млечного Пути.
Выставка расположилась на месте знаменитого Круглого зала Британской библиотеки, где Маркс сформулировал идеи своего «Капитала». Первый император полагал, что народ надо держать в страхе: при нем расцвела философия легизма («Наказание рождает силу, сила рождает могущество, могущество рождает величие, величие рождает добродетель»). А конфуцианство, верившее в изначальное добро в каждом человеке, подверглось гонениям. Марксизм был главенствующей теорией Китая всего несколько десятилетий, основанная Цинь Ши-хуанди империя простояла 2000 лет.
Интересно узнавать, как мечом и огнем император объединял семь враждовавших царств. Как с помощью унификации денежных расчетов, законов, письма и единиц измерения он создал мощную бюрократию, которая в определенном смысле действует и поныне. И все это – до рождения Христа. Но представленные в этой части выставки экспонаты – бронзовые эталоны веса и предметы быта, за исключением вырубленного из куска нефрита императорского кубка, не производят особого впечатления.
Самопровозглашенный повелитель Вселенной мечтал о бессмертии, но боялся мести погубленных им людей, поэтому приказал построить подземный дворцовый комплекс, где на площади в 56 кв. км разместилось все необходимое для комфортабельной и безопасной загробной жизни. Одновременно это была модель мира – с материками, морями, наполненными ртутью реками, небесными светилами. Для охраны такого великолепия и были вылеплены глиняные воины.
Полные решимости и спокойной отстраненности, они стоят сейчас в центре главного выставочного зала. Давно-давно эти лица и одежды были яркими, века вернули раскрашенной глине ее первоначальный цвет. Двойников среди них нет: разнообразные прически и головные уборы говорят о социальном статусе, а разной длины носы и разрезы глаз дают представление о народах, попавших под власть империи. Многие новобранцы и заключенные умерли, работая на императора, как некий бедняга Ю из провинции Гуанси. Не свои ли собственные черты придавали они статуям?
Позади военных установлены квадрига и другая, отделанная золотом и серебром повозка – с потрясающими бронзовыми лошадьми и трехоконной каретой. Цинь Ши-хуанди также обеспечил войско оружием и амуницией, хранившимися в подсобных помещениях дворца. «Але ахтунг!» – прошептал стоявший рядом немецкий турист при виде типичных кольчуги и шлема, изготовленных из соединенных проволокой сотен и сотен шлифованных плоских камешков. Разглядывая все необходимое для полноценной загробной жизни, посетители выставки незаметно для себя переходят на шепот, изумление нарастает.
Нет сомнений, подземный императорский дворец является оживленным местом. Помимо воинов в Лондон приехали недавно раскопанные представители дворцовой бюрократии: у одного чиновника даже висят на поясе металлические ножики для соскабливания знаков с папируса; а также мастера развлекательного жанра – восхитительные пузатый борец (к сожалению, без головы), одноногий акробат с вызывающе оттопыренным пальцем и вдохновенные музыканты, чьи деревянные инструменты сгнили за десятки веков. Под их музыку должны танцевать дрессированные птицы, которые стоят здесь же, отлитые в бронзе, возле кормушек.
Все это найдено на периферии уникального комплекса. Какие сокровища скрыты в центре? Наверное, могилу Цинь Ши-хуанди окружают красавицы в драгоценных уборах. При раскопках выходят на свет одни мужские фигуры, но известно, что в каждом дворце императора ждали наложницы.
Текут ли там по-прежнему реки из ртути, светят ли перламутровые звезды? Фантазировать можно бесконечно, потому что погребение Цинь Ши-хуанди остается нетронутым. Как сообщается, китайские ученые не хотят тревожить покой первого императора и предпочитают щадящие методы исследования. Какой бы ни была истинная причина, решение кажется дальновидным – подземный дворец остается тайной, привлекающей миллионы людей.
Лондон