0
1679
Газета Антракт Интернет-версия

09.11.2007 00:00:00

Вечный эмигрант, избранный счастливец

Тэги: курбе, франция, ретроспектива, живопись


курбе, франция, ретроспектива, живопись «Три девушки англичанки у окна». 1865 год.
Иллюстрация из каталога выставки

Гюстав Курбе относится к тем художникам, которых французы должны любить неизбежно. Отвергнутый при жизни официальным Салоном, арестованный после разгрома Парижской Коммуны, в работе которой он активно участвовал, Курбе кончил свои дни в эмиграции. А эмиграция – вечный французский сюжет. Всякий, кто становится классиком или национальным героем, будь то Виктор Гюго или – с определенными оговорками – Селин, вынужден провести часть жизни вдали от родины. А иначе ни посмертной славы, ни столь странно связанного с ним привкуса национальной вины.

Курбе, впрочем, и сам всю жизнь, что называется, нарывался. Скандалы сотрясли официальный Салон и прикормленную им критику, когда Курбе попытался выдать за искусство «Похороны в Орнане». В родном городке Курбе хоронят его деда, который и сам присутствует на полотне среди зрителей. Всего здесь изображены 48 человек – практически все социально значимое население Орнана, включая двух старых якобинцев, пришедших на похороны своего товарища в костюмах 1790-х годов.

Живопись у Курбе впервые перестала быть производителем идеологий, она обратилась к жизни «как она есть», к жизни, часто лишенной какого-либо смысла, кроме поддержания собственного существования (сегодня физиологи говорят, что в этом поддержании и состоит главная цель организма). Такое внимание к повседневности, с ее рутиной и внешне бессмысленными ритуалами, соцреализм попытался присвоить как один из своих истоков. Но Курбе хоть и натуралист, но скорее из любви к форме, чем к содержанию. Он готов повторять некоторые привычные сюжеты – как та же «Мастерская художника» имитирует академическую живопись, но внутренние его устремления противостоят норме, взрывают ее безо всякого сожаления. В эпоху, когда салонные акты соревновались с ориенталистской модой, Курбе рисует не только своих друзей, среди которых Прудон и Бодлер. Он изображает жнеца и торговца одеждой, старьевщика и гробовщика, тем самым легализуя их существование только в тот миг, когда на них обращает свое внимание искусство. Потому в центре картины оказывается сам живописец, перед лицом которого равны все предметы и все события.

Просвещение нашло своего адепта в Гюставе Курбе, писавшего манифесты, устраивавшего собственные выставки и не стеснявшегося увидеть фигуру художника главной в эпоху, когда романтизм уже был вытеснен окончательно. Тем не менее сегодня самой воспроизводимой его работой оказывается «Здравствуйте, господин Курбе» из Музея Фабра в Монпелье – не зря в ней так много общего и с народными эстампами, и с традицией, восходящей к Ренессансу. Карикатуристы пародировали картину с особым тщанием, но потомкам оказалось важнее дружелюбие встречи буржуа и художника, мечтавшего о прямом обращении к публике и согласного ради этого на роль странника и дикаря.

Автопортреты 1840–1855 годов, никогда прежде не собиравшиеся с такой полнотой, и открывают выставку в парижском Гран-пале. Французская столица впервые за 30 лет посвятила Курбе такую большую ретроспективу: 120 картин, 30 графических листов, 60 фотографий┘ Причем фотографии выполнены как современниками, так и в наши дни: Балтазар Буркхард создал поэтичную серию работ по мотивам Курбе (их повесили на парадной лестнице между двумя этажами выставки).

«Как новатор он остановился на полпути, не преодолев воспоминаний Лувра», – писал Сергей Маковский. И тем не менее: «Он был услышан везде, хотя и не сразу». Возможно, потому, что в его полотнах осязание и впрямь преобладало над осознанием. Второго такого тактильного живописца, воспринимавшего физическую структуру мира как часть собственного тела, история не знала.

Не сразу стало и понятно, что радикальными жестами в его наследии оказываются даже не эротичные сцены (хотя «Происхождение мира» по-прежнему шокирует публику) и не зарисовки трудовых будней (после Курбе пролетариат отвоевал себе место в искусстве, но его полотно из жизни веяльщиц спровоцировало шок у современников, привыкших к иным героям), но какие-нибудь сцены охоты. «Художник как меланхолический охотник» – одна из глав парижской экспозиции. Здесь-то и становится понятно все величие автора, умеющего обнаружить в пространстве между ружьем, дичью и подрагивающим от волнения носом собаки то странное состояние природы и человека, что тревожит и одновременно манит этой своей тревожностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1587
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3509
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2576
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2089

Другие новости