Приталенный халат и прическа «бычьи рога» иллюстрировали одеяния 2000-летней давности.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Глубокая древность, размах, изящное искусство всегда найдут себе достойного зрителя. В ГИМ открылась новая масштабная композиция под названием «Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка». Она продлится до 13 ноября. Шелк не случайно стал темой финального мероприятия в рамках Года Китая в России. Эта ткань очень важна для Поднебесной, поскольку является основой и символом ее древней культуры и экономики. Именно китайцы 5000 лет назад заметили, что гусеницы тутового шелкопряда выделяют драгоценную шелковую нить. За три дня шелкопряд может дать нить длиной в 1 км. Тогда они начали выращивать гусениц, собирать коконы, построили ткацкие станки и проложили Великий шелковый путь, связавший их со странами Европы. Греки прозвали тутового шелкопряда «сер», а Китай – Серес, что означает «страна шелка».
Экспозицию открыл генеральный директор ГИМ Александр Шкурко, выразивший надежду на укрепление связей Исторического музея и Китайского национального музея шелка в Ханчжоу. 115 экспонатов, привезенные в Россию из Ханчжоу, призваны показать историю развития шелка. Как заметила куратор выставки Ольга Гордеева, прежде чем везти коллекцию, китайские специалисты тщательно проверили условия, необходимые для сохранения материи: свет, температуру, влажность.
Модное дефиле представило в Парадных сенях ГИМ китайские шелковые наряды с глубокой древности. Развевающиеся одеяния, невероятные прически, причудливые орнаменты и узоры из цветов и мифологических животных, буйство и блеск красок. Приталенный халат и прическа «бычьи рога» иллюстрировали одеяния 2000-летней давности, прямой халат с узором из перистых облаков – эпоху династии Хань. Ромбовидный узор – символ долголетия. В эпоху Тан аристократки носили на голове диадему, халат с широкими рукавами и длинный передник с декольте. Праздничный наряд 2-й жены императора включал высокий узел прически, касающийся облаков, орнамент из цветов и невероятно широкие рукава, полы которых почти касаются земли. Одеяние аристократки эпохи Юань было из изумрудного шелка, вышитого золотой нитью, в наряд маньчжурской женщины вошли украшения из поддонов цветочных горшков. Под песню Витаса показ завершили современные облегающие модели платьев с глубокими разрезами по бокам. По белому шелку струился узор из хризантем, лотосов, персиков, груш и хурмы.
В зале, украшенном картинами китайской жизни – рисовыми полями и пагодами, можно было наблюдать все предметы, так или иначе относящиеся к шелкопрядению. Это была модель фермы личинок шелкопряда, за стеклом – древний деревянный шелкопрядильный станок и более мелкие его модели. По карте Шелкового пути можно было проследить распространение шелка из Китая в другие страны. Взгляд привлекают блеклая шелковая подушка в форме головного убора Арлекина и шлем для верховой езды с орнаментом из пары птиц Северной династии V–VI веков. На стенах под стеклом висят куски древней, в некоторых местах истлевшей, но отреставрированной ткани: с изображением крылатого коня, оленей в медальонах, нефритового дракона, фонарей на лазурном фоне. Обнаружить их в общем узоре порой было трудновато. Поразили гигантские размеры женской кофты со сценами из опер, а также шерстяных тканых штанов с отделкой из лент полихромного узорчатого шелка цзинь. Можно было насладиться и черным шелком с узором из пионов, и лилово-синим атласом, и газовой тканью с набивным и вышитым растительным орнаментом. Кроме крупных предметов одежды на выставке представлены детские шапочки, ботиночки, саше, футляры для сутр, сувенирные мешочки и много других изящных мелочей.