Раньше я сдавал свою колонку вовремя. А как похвалили за пунктуальность – так стал ее задерживать. Тогда решил написать про это, разобраться.
Опоздания – важная часть нашей культуры, быта, повседневности. В чем сущность опозданий и как от них избавиться?
Нам говорят: сделал, но задержал. Мы успокаиваем себя: задержал, но сделал. Но иногда ведь можно что-то просрочить капитально, необратимо.
Пропустил рейс Москва–Кишинев – потерял деньги. Не успел на свой доклад про молдавские сказки о Фэт-Фрумосе – потерял символический капитал, что-то вроде чести. Это трудно восстановить, хотя сейчас уже умеют.
Говорят: «Куда спешить? Это суета. Плыви по воле волн. Куда успеем – туда успеем. Так жили монахи, буддийские мастера».
Но это неправда. Отказаться от суеты – не значит везде опаздывать. Аскеты стремятся к медитации и внутреннему свету не для того, чтобы подводить других.
Представим себе батюшку. Если он перестанет вовремя приходить на службу – литургии не будет.
Но литургия – в переводе «общее дело». Дела, которые нас связывают с другими людьми, – мирская «литургия».
Человек не может позволить себе амебного существования под лозунгом: «Я не я, и корова не моя». Уважать свое и чужое время – не суета, а ответственность.
Но некоторые взваливают на себя кучу обязанностей, а потом парятся. Другая крайность.
В музее разведчика Николая Кузнецова в селе Зырянка, под Талицей, я слышал историю, как Кузнецов опоздал на совещание в Ставке, проводимое лично Иосифом Виссарионычем Сталиным.
Он занял свое место с невозмутимым и спокойным видом. Когда его спросили, как же так, он ответил: «А что же мне теперь, по-вашему, нервничать, что ли, надо?»
Быть дисциплинированным – не значит нервничать. А быть отрешенным и спокойным – не значит везде опаздывать.
Собственно говоря, кто везде опаздывает, тот и парится. А кто не суетится, тот все делает вовремя.
Некоторые предпочитают делать вовремя только «действительно срочные» вещи. Это люди не очень «четкие», но по-своему надежные.
Они всегда опаздывают на работу, но никогда – на встречу. И не срывают планов. На работе их ценят, любят и прощают.
Но как определить, что «действительно» срочно, а что «не так срочно»? А вдруг ошибка?
Лучше поздно, чем никогда. Всегда ли это так? Или иногда «никогда» лучше?
Джинн обещал выполнить любое желание того, кто вынет его из бутылки. После трех лет ожиданий освободитель имел только право выбрать, как ему умереть.
Если мы откладываем работу, не надо удивляться, что ее поручают кому-то менее серьезному, но более организованному. Иногда лучше тяп-ляп, но вовремя.
Если мы все время переносим «на потом» дело, важное нам самим, то вскоре замечаем, что интерес пропал. Идея канет в водах Леты.
Если мы «забываем» с кем-то встретиться, созвониться или позаботиться о ком-то, то рано или поздно потеряем друга. Или наживем врага.
А иногда нам вдруг говорят: этот человек умер. Как же тогда? Грустно. Но бывает и наоборот. Сэкономил минуту – спас жизнь человеку.
Дедлайн – срок сдачи работы. Но изначально это слово означает смертную черту. Суть любых сроков и обязательств – конечность жизни.
Опоздания – наши игры с небытием. В которых мы обречены на поражение.
Поэт-философ Владимир Соловьев писал: «Смерть и Время царят на земле. Ты владыками их не зови. Все, кружась, исчезает во мгле. Неподвижно лишь солнце любви».
В чем секрет победы?
Почему любовь приходит вовремя?
Каким образом она одолевает смерть?
Не будем об этом сейчас. А то опоздаем.