0
734
Газета Антракт Интернет-версия

02.11.2007 00:00:00

Неожиданные ракурсы Парижа

Тэги: париж, франция, выставка


париж, франция, выставка Дэрил Эванс. Полдень. Около 1980.
Фото из каталога выставки

Вряд ли есть второй город на свете, которым бы восхищались так давно и столь многие. «Город-светоч», «столица мира» – как только не называли Париж! И при этом «Париж грязноват. Ну, конечно, малокомфортабелен в сравнении хотя бы с Берлином (страшно сказать, в Латинском квартале отсутствует канализация!), и все же этот город, как никакой, пьянит всякого своей прелестью и приковывает навсегда, – писал Роман Гуль. – Не будем доискиваться, в чем это тончайшее очарование дождливо-дымно-синего Парижа. Я утверждаю только, что это не фантазия, а реальность, которая даже часто помогает вам жить».

В жизни этого мифа, в его постоянном развитии повинны и сами французы. На протяжении стольких веков они задавали моду Европе, давая примеры и того что читать, что слушать, и того, что носить и даже с какими обоями жить.

Сразу две выставки представили в этом году аспекты парижского мифа, переплавляющего в себе множество стилей и культур. Одна из них, в зальцбургском Музее барокко, называлась «Версаль. Сады короля-солнца» и рассказывала о самых знаменитых парках мира.

Еще в XVI веке версальские леса считались местами глухими и малоинтересными. Так что когда в 1661 году Людовик XIV решил перестроить охотничий домик своего отца, мало кто предполагал, что стройка растянется почти на 40 лет, в результате появится важнейший ансамбль барокко, а его автор Андре Ленотр войдет в историю. Людовик, с маниакальной тщательностью следивший за ходом работ, опасался, что потомкам достанется не вся созданная Ленотром красота. Потому он не только сам редактировал «Способы смотреть сады Версаля», но и заказал 24 большеформатных полотна версальских видов. Большинство из них выполнил Жан Котель (1646–1708). Он учился сначала в Париже у отца, затем в Италии, где восемь лет работал копиистом. По возвращении стал миниатюристом Парижской академии, затем королевским художником, портретистом и декоратором дворцов Версаля (хотя потомками Котель ценится прежде всего как миниатюрист).

Завершив полотна для Трианона, Котель выполнил гуашью их точные копии. После французской революции они исчезли почти на два столетия. В Зальцбурге 15 из этих гуашей впервые предстали перед публикой в максимально полном на сегодня виде.

Многое в тех версальских парках, прежде всего фонтаны, исчезли бесследно. Но Котель еще и дополнил пейзажи изображением богов. Вдохновленный Овидием, он изобразил на заднем фоне тех, кто тоже разделял радости от версальских садов, с их поэтикой удовольствия и наслаждения. Аполлон, убивающий змею, Флора, спящая в окружении нимф, зачарованный собственным отражением Нарцисс┘ Лучезарность владельца Версаля дополнялась столь важными для Людовика коннотациями с божественным происхождением его власти.

Миллионы путешественников стремились позднее в Париж за неисчезающим светом «короля-солнца». В ХХ веке путешественников стали теснить мигранты. Африканская диаспора относится к числу крупнейших в Париже. Но выставка Black Paris (она проходит сейчас во франкфуртском Музее мировых культур) рассказывает не только об этнографии, но и о культурной составляющей иммиграции прошлого столетия. Тем более что начало ХХ века прошло для парижского авангарда под знаком африканской культуры. Здесь и выставки сюрреалистов, дадаистов и кубистов, где африканские маски соседствовали с работами Брака и Пикассо, и жизнь парижских кабаре, которую можно определить словом «негрофилия». Одним из героев выставки стала легендарная танцовщица 20-х Жозефина Бейкер, эта «черная Венера», с ее Revue negre. Мода на джаз поразила даже литераторов, оставивших после себя тонны стихов и эссе на новую музыкальную тему. А первый этнографический музей открылся на берегах Сены уже в 1878 году, он был связан с недавно приобретенной французской колонией – Дагомеей (сегодня Бенин; колониальные мифы – особый раздел выставки). Так что массовое нашествие чернокожих ситуайенов в последнюю четверть века парижане встретили уже подготовленными, что подтверждает видеоинсталляция Сильви Блоше «Я и Мы». Мимика, интонации голоса, язык жестов – поразительно, как удается искусству вскрывать этот тайный кабель, соединяющий далекие на первый взгляд феномены.

Сегодня Парижу грозит ответная колонизация, и недавние волнения в пригородах показали, насколько проблемным может иногда оказаться массовый диалог культур. Но французская толерантность (не зря русская эмиграция расцвела именно здесь) вкупе с мультикультурной традицией заставляет верить в то, что все у них получится. Ведь есть еще в конце концов и та самая тайна Парижа, которая вот уже столько веков выделяет город среди мировых метрополий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1561
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3481
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2551
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2065

Другие новости