0
967
Газета Антракт Интернет-версия

26.10.2007 00:00:00

Платель и Смерть

Тэги: платель, режиссер, кино, пина бауш


платель, режиссер, кино, пина бауш Понять случайное можно, лишь обращаясь к подсознанию.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

– Господин Платель, мне сказали, что вы только что ездили на экскурсию, где вы были?

– Мы были на Дорогомиловском кладбище. Зашли на рынок, где купили гречишного меду. И поехали на Новодевичье кладбище – сначала были в монастырской части, в церкви, и просто побродили. А потом пошли на Новодевичье кладбище, где у нас была небольшая частная экскурсия┘

– А почему выбор пал не на Красную площадь, а на Новодевичье кладбище?

– Я вообще люблю кладбища. В моем родном Генте есть похожее, но не такое большое и впечатляющее, как Новодевичье. На мой взгляд, кладбище – изумительное место для прогулок и размышлений. Смерть все время присутствует в том, что я делаю, во всех моих спектаклях.

– Смерть для вас такой же культурный объект, как и кладбище, или же это то, что эпатирует аудиторию, а заодно и интересно┘ не совсем точное слово┘ «ложится» на язык жестов, танца?

– Смерть для меня скорее философское понятие. Не знаю, как в России, но в Бельгии смерть – нечто очень скрытое, то, что не выказывается, не выдвигается на первый план. Конечно, она повсюду присутствует, поскольку всякий с ней сталкивается, но это не то, что является элементом каждодневной жизни – в отличие от Латинской Америки или от Африки, где смерть является просто элементом каждодневного существования┘ ну в той или иной форме, разумеется. Так случилось, что я одержим смертью. Это мое личное наваждение.

– То есть?

– Я думаю, что принадлежу к людям, которым очень трудно принять само явление смерти, меня вообще страшит весь понятийный ряд, связанный со словом «смерть». Всю мою сознательную жизнь я пытаюсь привыкнуть, приноровиться, установить какую-то связь с этой, может быть, навязчивой идеей. Делаю все, чтобы она мне не мешала существовать. Но она мешает и продолжает тревожить меня. Дело в том, что я внутренне абсолютно не согласен с самой мыслью о том, что нам дано столько прекрасного, а в результате все это будет у нас отобрано, потому что мы умрем.

– Сегодня в утренних новостях сказали, что Россия занимает по суицидам второе место в мире. Так что, очевидно, ваш спектакль VSPRS понравится нашей аудитории.

– (Смеется.) Простите за цинизм, а кто занимает первое место?

– Не помню┘ Могу точно сказать другое: в России не любят бывать, а уж тем более прогуливаться на кладбище.

– Почему?

– В наших людях кладбище вызывает страх, несмотря на такой «успех» смерти у самоубийц.

– А вот это я хотел бы понять┘

– Вот такая она, загадочная русская душа – болезненная, темная и страстная. Вспомните Гоголя, Достоевского┘

– Мне это очень близко и понятно. Знаете, что я заметил на ваших кладбищах? Очень часто памятники на могилах изображают абсолютно живого человека. Изваяния очень живые, не мемориальные┘ Это попытка продолжить жизнь после смерти.

– Я в детстве мечтала стать знаменитой. Хотелось оставить память о себе, сохранить признаки своего существования в этом мире. Не потому ли и вы занялись режиссурой?

– Да, у меня интенция была такая же. По-моему, это свойственно абсолютно всем мыслящим существам на Земле: расписаться, оставить автограф, памятку о своей жизни: «я здесь был». В пятидесятые годы в самых разных уголках мира в туалетах находили надпись: «Здесь был Килл Рой». Журналисты, психологи, детективы долго бились над вопросом – кто же этот Килл Рой? И зачем он колесит по миру, чтобы непременно расписываться в туалете той или иной страны. И пришли к выводу: эти росписи┘ или автографы – чье-то наваждение, попытка преодолеть невозможное. Иначе говоря, попытка не исчезнуть, а размножиться и сохранить по всей планете частички своего «я». Между прочим, до сих пор никто так и не смог узнать: кто же такой Килл Рой?!

– Гениальный человек! Опередил Энди Уорхола, Марселя Дюшана┘ даже Хичкока?! Человек-загадка, человек-невидимка! Как я ему завидую!

– Думаю, в первую очередь – это доведенное до апогея желание оставить свою роспись, чтобы тебя не забыли. И во мне это очень сильно – через славу, еще как-то, но оставить память о моей жизни. Это с одной стороны. А с другой – парадоксальным образом – я занимаюсь самым эфемерным видом искусства из всех возможных. Театральное зрелище существует только в момент его реализации на сцене. Ни фотографии, ни видеозаписи не продлевают жизнь спектакля, ибо как акт творчества он существует, только пока длится сценическое действо.

Итак, я боюсь смерти, но занимаюсь тем, что гибнет прямо на моих глазах, ведь именно такова участь театрального представления. Довольно странная игра судьбы, правда? У меня на эту тему был очень забавный разговор с отцом. Он архитектор. Я ему сказал: «Как тебе повезло с профессией, вот ты умрешь, а здания, которые ты создал, будут стоять бог знает сколько лет, и все буду знать, что их построил именно ты. А я умру, и после меня ничего не останется. Кончается спектакль – и все. Ничего больше нет». Исходя из этих же соображений я никогда не делаю репертуара. Моя постановка существует ровно столько, сколько может просуществовать. Обычно года два. А когда она заканчивается, исполнителям скучно, зрителям скучно – все! Она умерла. Я никогда не возвращаюсь к старым спектаклям, никогда их не возобновляю.

– Автограф – это, с вашей точки зрения, арт-объект или исторический документ?

– Для меня это, конечно же, культурный предмет. Автограф отражает и момент бытия, и состояние личности, сиюминутность ее настроения, вибрацию вдохновения. Это, бесспорно, объект искусства!

– В социуме есть строгие правила, которые делят людей на нормальных и ненормальных, то есть не совсем адекватных. Как правило, с людьми, не отвечающими понятиям социума о норме, предпочитают не общаться. Их избегают┘

– Я по профессии педагог-психолог. Свою карьеру начинал, работая с детьми, имевшими всевозможные отклонения. Для меня на сегодняшний день понятие «норма» практически размыто до бесконечности. Более того, я склонен думать, что между адекватностью и неадекватностью различий не существует. Перейти от нормы к аномалии – это вопрос одного щелчка пальцев рук, одной секунды. Я убежден, что в любом из нас эта анормальность существует, и для того, чтобы показать это людям, я акцентирую на сцене некоторую странность поведения актеров. К счастью или к несчастью, но каждый знает о своей анормальности. Все мы научились ее ловко скрывать. Я бы сказал больше: мы научились ее защищать, беречь внутри себя и не давать выплеснуться, чтобы она не стала очевидностью для нас самих и для тех, кто нас окружает.

– Сейчас в России среди обеспеченных коммерсантов и творческой интеллигенции довольно модно иметь коучера – личного тренера-психолога. Знаменитости возят их с собой повсюду. Приведу пример. Один известный продюсер появился на приеме с огромным синяком под глазом. И что интересно, он свой синяк не маскировал, а скорее гордился им. Я спросила: «Что это у тебя?» И получила ответ: «Я всю жизнь не могу вовремя сказать «нет». Из-за чего имею кучу проблем. Вчера у меня была важная встреча, и я опять «споткнулся» о свои комплексы. Мой коучер, устав объясняться со мной, просто дал мне в глаз – и я мгновенно сказал клиенту «нет»!» Как вы относитесь к коучингу?

– Меня иногда называют коучером моей театральной труппы, но я не применяю никаких агрессивных способов воздействия на актеров. Это нонсенс! Я понимаю функцию коучера как профессиональную, корректную поддержку и в межличностном общении, и в профессиональном. То есть я никого не тренирую. Не ставлю целью получить какой-то мгновенный результат и соответственно не намерен тренировать людей так, чтобы эффект от моих занятий был столь же наглядным, как синяк на лице вашего знакомого (смеется). Хороший коучинг – хорошая штука, так как профессиональная психологическая поддержка необходима многим.

– Почему вы перед репетициями спектакля VSPRS довольно долго посещали вместе с актерами Музей гипноза?

– Такой музей в Генте абсолютно уникален. Он создан на базе первого психиатрического госпиталя в Бельгии. И потому у него двойная функция. С одной стороны, он показывает всю историю психиатрии в Бельгии. С другой стороны, показывает связь между всеми видами искусств и психиатрией. Это мой любимый музей! В нем мы смотрели записи, сделанные великим психиатром начала века Arthur Van Genechten: он записывал на кинопленку поведение пациентов, которых лечил от истерии. Но только на прогулках. И благодаря его поистине уникальным киноархивам мы смогли увидеть все, что связано с коллективным трансом – это нас очень интересовало. И я даже приглашал специалиста по гипнозу, чтобы он провел с моими артистами несколько сеансов и показал им, как можно ввести человека в состояние трансповедения.

– Зачем эту почти клиническую картину выводить на сцену?

– Дело в том, что у большинства моих танцовщиков чисто академическое балетное образование. И, показывая им эти движения, предлагая воспроизвести их, я пытался наполнить смыслом те жесты, которые могут показаться случайными, но на самом деле опираются на подсознательное, на неосознанное. Все это не имеет формальной логики. Однако это не значит, что в них нет смысла. Он есть. Но понять его можно, лишь обращаясь к подсознанию. В них нет эксплицитного смысла, но есть имплицитный. Я очень хотел понять механизм производства движения, которое опирается на неосознанное┘ Хотел понять, как организуется жест, действие тела во время транса. И мы опирались в наших опытах на видеозаписи пациентов Arthur Van Genechten в тот момент, когда они не совсем владеют собой. Это совершенно особая пластика, ведь движение отражает не сознательный, а подсознательный смысл. Мы пытались сделать видимыми очень тонкие и трудноопределимые вещи: такие как религиозное чувство, мистические внутренние порывы. Для этого нам требовалось найти визуальное выражение трудноопределимых с логической точки зрения ощущений в движении. Состояние транса – это техника, позволяющая вытащить наружу и показать танцовщикам (и, конечно, зрителю), как бессознательное проявляется в движении.

– Есть аскеза: если не можешь ничего сделать – не делай ничего. Принимаете ли вы эту особую форму действия?

– Умение ничего не делать – это уже много! Великий французский педагог, действия которого меня вдохновили на постановку спектакля, который увидит российская публика, живет с детьми-аутистами. Так вот он определяет педагогику как кошмар, потому что приходится применять насилие и постоянно заставлять учеников что-то делать. Живя с детьми-аутистами, он не делает ничего. Он просто помогает им тем, что не применяет насилия, и таким образом освобождает их от кошмара.

– А если речь идет о больном, который не хочет лечиться, стоит делать это насильно?

– В этом случае человеку не стоит навязывать ничего. Каждый выбирает свой способ существования, свою норму поведения, какой бы аномальной она ни казалась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1219
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3080
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2181
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1740

Другие новости