Пусть читателя не пугает слово, похожее на «Идиот». Исторически этот термин обозначает свободного и независимого гражданина. А в одноименном русском романе – это идеальный герой.
Самым скандальным ньюсмейкером-идиотом минувшей недели оказался знаменитый американский ученый Джеймс Уотсон. И неясно, чему удивляться больше: реплике профессора или тем последствиям, к которым она привела.
Доктор Уотсон – лауреат Нобелевской премии. Как мне объяснили друзья, он получил ее за изобретение двойной спирали. Сначала я думал, что это какое-то сверхнадежное средство контрацепции двойного действия.
Но оказалось, что речь идет о чем-то прямо противоположном. Не изобретение, а открытие. И не средство от беременности, а «вещество наследственности» – пресловутая ДНК с ее своеобразным строением в виде двух нитей, как бы сплетенных или свитых в «двойную спираль».
В интервью газете «Санди таймс» Уотсон коснулся проблем социально-экономического развития стран Африки и сказал: «Дело в том, что мы привычно исходим из того, что их коэффициент интеллекта такой же, как у нас. А ведь это не так...»
По этому поводу в прессе и в академическом сообществе немедленно разразился скандал. Одно за другим почтенные научные учреждения стали отказываться от сотрудничества с Уотсоном, отменять его лекции, обвинять его в расизме.
Даже Колд Спринг Харбор, главой и символом которой он был многие годы, больше не хочет быть «лабораторией Уотсона». Еще вчера он был гуру, сегодня – притча во языцех и персона нон грата.
Припомнили все его штучки, которыми он знаменит. Несколько лет назад он утверждал, что толстые люди глупее тонких. Надо ли говорить, сколь многие приняли это на свой счет?
В чем причина такой резкой смены знака с плюса на минус?
Генетика здесь ни при чем. Ведь Уотсон, судя по всему, имел в виду историко-культурные и политические, а не биологические факторы. Реакция американского общества предсказуема. Толерантность к этническим и другим меньшинствам, и в первую очередь к черным, – священная корова, институционализованное чувство вины, светское покаяние, почти религия для современных американцев.
Смех смехом, а может быть, такая штука нужна в обществе, где еще два поколения назад дарили родственникам на Рождество открытки с изображением пресловутого «странного фрукта» – повешенного негра на фоне радостно смеющихся людей?
«Политкорректность» – это грубая, но надежная, как «двойная спираль», защита от эксцессов расизма и ксенофобии, от таких вот «милых» открыток.
И все-таки что-то слишком уж все в этой истории «черно-белое», прошу прощения за невольный каламбур.
Все спорят, прав ли Уотсон, а ведь здесь важно совсем другое. К кому обращено высказывание, хотят и могут ли люди его правильно расслышать.
Уотсон не хотел об этом думать – значит, он дурак.
Но те, кто придрался к нему по ключевым словам и из-за невнятной реплики подверг его чудовищному остракизму, разве не являются еще большими идиотами, чем он сам?
И здесь современный американский «черно-белый» конфликт переходит в извечную мировую коллизию ума и глупости, хорошо разработанную в произведениях нашей культуры типа «Горя от ума»...
Вместо того чтобы спорить с Уотсоном и подвергать его остракизму, мы бы сказали ему: «Ваши споры о том, кто умнее – черные или белые, нам непонятны. У вас там вообще все тупые независимо от цвета и образования... Элементарно, Уотсон!»