Лари Гагосян со своей американской подругой.
Фото Юлии Коротковой
Лари Гагосян знает, что делает. Всегда знает. Если он едет в Россию, значит, знает – надо.
18 октября он на десять дней привез в Барвиху свою выставку под названием «Проникновение?». Этот кокетливый вопрос жесткий бизнесмен (если не сказать акула арт-бизнеса), который не привык сомневаться, адресует себе. Он раздумывает, ехать ли в Россию не с гастролями, а на постоянку или нет. Пока не решил. (Об официальном открытии здесь галереи Лари Гагосяна еще ничего не известно. Компетентные люди вместо ответа делятся радостно намеками и радужными ожиданиями.) О минусах и плюсах Гагосян рассуждает. О минусах – молчит. О плюсах – вслух: «В Европе и Соединенных Штатах амбициозные русские коллекционеры оказывают влияние как на основной, так и на вторичный рынки искусства...»
Это с одной стороны. С этой же стороны – привозил же Гагосян Сая Твомбли и Виллема де Кунинга в Эрмитаж, ничего, понравилось.
Вопрос напрашивается: «Что может помешать?» Да сам Гагосян на комментарии скуповат. Что логично. Дельные люди вообще много не разговаривают.
Но что-то подсказывает, что человек, признанный самым влиятельным в мире современного искусства, даже когда сомневается, все равно прав.
Еще до того, как выставка «Проникновение?» (общая стоимость представленных в экспозиции работ, по словам организаторов, составляет 80–90 млн. долл.) была превезена в Москву, ее анонсировали для членов закрытого клуба, выступившего организатором арт-гастролей. Так вот, 60% работ было зарезервировано сразу же. По состоянию на 24 октября 80% произведений уже купили. Надо полагать, именно это Гагосян называет «поводом для оптимизма», когда говорит о возможности развития своего бизнеса в России.
Этот человек сменил 12 профессий. Любит рассказывать о том, как торговал дешевыми постерами, хотя на самом деле начинал как истинный американец – с парковки машин. Только ему, выразителю американской мечты, суждено было взобраться не на вершину автомобильного бизнеса. Отнюдь. Его ждало искусство. Или он его ждал. Сейчас сказать трудно. Только в обновленном рейтинге самых успешных людей журнала Art Review он снова в лидерах. (Наверное, каждый год в тамошней редакции вспоминают легенду с постерами, надо же как-то объяснять читателям, почему этот человек уже много лет не покидает тройку лидеров. В 2007 году его обошел только владелец Christie’s Франсуа Пино.) О вкусах Гагосяна угрюмо шутят, что в картинах он больше всего любит процесс продажи. На вопрос о самой крупной сделке, с наводящим – была ли это продажа Пита Мондриана за 10 млн. долл.? – Гагосян скромно отвечает, что бывали и крупнее, и во много раз. Но клиенты хотят конфиденциальности. Да и вообще, ну что говорить попусту. Вот факты: Лари Гагосян владеет самой крупной сетью арт-галерей. Работает в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне и Риме. Продает только самое лучшее. Может себе позволить специально для пробной московской выставки заказать работу самому дорогому художнику современности Дэмиану Хирсту. Русским искусством увлечен не очень. В качестве реверанса здешним коллекционерам в бутиковом рублевском пространстве висит сейчас пара работ Ильи и Эмилии Кабаковых. Пока висит.