«Говорила ли я тебе... длина моих ног 110 сантиметров, так что ты сейчас завернут в 220 сантиметров психотерапии... за смешную цену в три тысячи долларов!» – говорит проститутка Вивьен Уорд, обвивая свои длинные конечности вокруг купившего ее услуги бизнесмена. Тот хитро улыбается – себе на уме малый, – но все безнадежнее застревает в любовных сетях.
Эти торчащие из воды коленки Джулии Робертс (и разомлевший Ричард Гир между ними) навсегда врезаются в память. Для зрителей эпизод в ванной стал визитной карточкой фильма «Красотка», где под знаменитую песню Роя Орбисона ведется согревающий душу рассказ о встрече мужчины и женщины. Оба имели основания считать себя циничными людьми, но на наших глазах становятся все нежнее, задумчивее, уязвимее – к ним пришла любовь.
Подбор актеров оказался идеальным: седеющий Гир, скупой на жесты и эмоции, рядом с ним – свежая, непосредственная Робертс. От девушки исходит сияние: это не женщина, а прекрасная душа порхает по экрану. Она наряжена проституткой и говорит, как проститутка, но кажется ангелом, который существует отдельно от атрибутов неприличной профессии. Именно из-за Джулии фильм, задуманный как реалистическая драма про торговавшую собой наркоманку, превратился в сказку со счастливым концом.
Снятая в 1990 году картина принесла продюсерам полумиллиардные прибыли и вывела актрису на звездную орбиту. У Робертс уже был перед этим серьезный успех – за роль в «Стальных магнолиях» ее номинировали на «Оскара», но теперь она сделалась любимицей всей Америки.
От невзрачности – к прелести
«Я потихоньку вросла в свой соблазнительный образ», – говорит актриса. В школе она не считалась даже симпатичной – одноклассники дразнили ее за большой рот, долговязую нескладность, очки. Но пришло время, и то, что казалось недостатками, обернулось достоинствами. А очки она просто заменила на линзы.
Хотя внешность Робертс и сегодня нельзя назвать эталонной. Вот, напялив вязаную шапку, она отправляется за покупками в свою органическую бакалею: без косметики, с покрасневшим носом на остром личике – Джулия мало отличается от миллионов соотечественниц. Ее можно назвать дурнушкой.
Шоком для поклонников стало также лицезрение заросшей волосами подмышки на премьере «Ноттинг Хилла» в 1999 году, когда актриса приветствовала толпу. Некоторые посчитали это неуважением – столько профессионалов постарались над ее обликом, а она не удосужилась потратить пару минут на бритье.
Но, если Джулия решает очаровывать всерьез, начинается сеанс магии. Внутри нее словно зажигается лампочка: влажный свет лучится из глаз, из прелестного белозубого рта – словно сама душа переливается драгоценными гранями. Любая голливудская дива покажется глиняной статуей рядом с таким живым потоком.
Массмедиа называют феноменом «многомиллионную улыбку Джулии», а коллеги, Брэд Питт в их числе, задумчиво перебирают слова «сверкание», «блеск», «трепет». Глядя на смеющуюся Робертс, невольно начнешь размышлять об энергии красоты.
Умная женщина всю жизнь раскачивает этот маятник – от невзрачности к абсолютной прелести. С годами амплитуда увеличивается, и наблюдать все интереснее.
Робертсы
Джулия родилась 28 октября 1967 года в штате Джорджия. Ее родители серьезно увлекались театром, отец руководил небольшой актерской школой для детей. Дохода увлечение не приносило, поэтому ему приходилось заниматься продажей пылесосов. Судя по тому, что Робертсы часто ссорились из-за нехватки денег, глава семьи не слишком преуспевал в бизнесе.
Родители расстались, когда Джулии исполнилось четыре года. Отец забрал с собой сына, оставив двух дочек жене. Мать вышла замуж, родила еще одну девочку. Но и тот брак не сложился: одной из причин было то, что отчим обижал падчериц. Эти подробности стали известны благодаря брату Джулии Эрику – сама актриса не любит делиться семейными секретами.
Повзрослев, младшие Робертсы один за другим захотели добиться того, о чем мечтали их родители: все трое встретились в Нью-Йорке, где учились театральному мастерству. Эрик был на 11 лет старше Джулии и уже успел набрать вес в мире кино, он пристроил ее на роль в боевике.
Брат провел бурную молодость, но обещания громкой славы для него так и не сбылись. В 2000 году, когда Джулия получала «Оскара» за роль Эрин Брокович (матери-одиночки, вступившей в борьбу с всесильной корпорацией), Эрик не признал ее заслуг: «Что она особенного делала? Носила лифчики на толстой подкладке, вот и все».
Он был не прав – Робертс превосходная, харизматическая актриса. Режиссеры говорят, что она настолько вживается в образ, что может даже краснеть по заказу, при каждом дубле. Но Эрик видел лишь зазнавшуюся младшую сестру. «Могла бы помочь мне с ролями, как я в свое время помог ей», – говорил он с горечью.
Их отношения восстановились три года назад, когда Джулия родила близнецов (а недавно у них с мужем появился третий ребенок). Эрика растрогало, какой замечательной матерью она стала.
Пропорциональна количеству улыбок
90-е годы отмечены чередой разноплановых ролей. Робертс сыграла и избиваемую мужем женщину («В постели с врагом»), и влюбленную в смертельно больного («Умереть молодым»), и десятисантиметровую феечку («Капитан Крюк»). Зрители принимали работы благосклонно, гонорары были мегазвездными, но повторить успех легкомысленной «Красотки» не удавалось. Критики шутили, что популярность фильмов с Джулией прямо пропорциональна количеству ее улыбок на экране.
На людях актриса оставалась сияющей, хотя камерам удавалось зафиксировать признаки депрессии: потерянный взгляд, характерное для Джулии нервное почесывание левого глаза. Роман с Кифером Сазерлэндом, ради нее бросившим жену и детей, закончился скандалом: Кифер изменил Джулии со стриптизершей, и она сбежала от него прямо перед свадьбой. В 1993 году актриса все-таки вышла замуж – за кантри-певца Лайла Ловетта. Этот брак распался через два года.
Многомиллионная улыбка Джулии Робертс. Фото Reuters |
Магия очарования. Фото Reuters |
Джулия Робертс вручает «Оскара» Дензелу Вашингтону. Фото Reuters |
Популярность фильмов с Джулией Робертс прямо пропорциональна количеству ее улыбок. Фото Reuters |
Наступил период, когда Робертс не произвела ни единой кинематографической сенсации. Поползли слухи, что не только ее личная жизнь, но и карьера идут под откос. Она опровергла их только в 1998 году, появившись на рождественской премьере «Мачехи» под руку с Бенджамином Браттом. Но это был пока не прорыв – прелюдия к нему.
Статус самой высокооплачиваемой актрисы закрепило ее сотрудничество с режиссером Стивеном Содербергом (после «Эрин Брокович» были еще «Во всей красе» и два фильма «Друзей Оушена»), а сердце заставила быстрее биться встреча с оператором Дэниэлом Модером. Наконец-то Джулия встретила мужчину, в котором увидела отца своих будущих детей.
«Низкая Вера»
Во время полуночной церемонии на ранчо в Нью-Мексико они поклялись друг другу в любви и верности. Далеко не все порадовались за новобрачных: Джулия увела Модера от законной жены, став в глазах высоко ставящих семью американцев «разрушительницей» и «воровкой». Но любви, как говорится, не прикажешь, такое часто происходит в жизни.
Гораздо сильнее публике не понравилось, что Робертс дурачила, а потом унижала несчастную соперницу. «Твой муж славный, – позвонила она Вере Модер. – Нельзя ли одолжить его?» Ничего не подозревавшая жена поддержала шутку: «Бери, конечно, только верни в целости и сохранности»...
Когда, несмотря на предложенную Джулией большую сумму, Вера отказалась поторопиться с разводом, разъяренная Робертс вышла на публику в майке с надписью «Low Vera». Игра слов (Aloe Vera) не показалась забавной. Получалось, доброта Джулии распространялась только на мир, который подчинялся ее желаниям. Вдобавок стало известно, что со своим персоналом она тоже не церемонится.
Позиции всенародного дарлинга покачнулись, но устояли. Свидетельство этому – призы народных симпатий, которые зрители продолжили присуждать ей (она получила их девять раз!). И сегодня легионы фанатов готовы осадить любого, кто смеет пророчить ей скорую расплату за грехи; с пеной у рта они доказывают на форумах, что Вера Модер не была беременной, когда ее бросил муж...
Почему Джулия остается любимицей Америки?
Арахна
Специалисты говорят об умной стратегии. Заполучив то, что мечтала, Джулия стремится делать акцент на своей совсем неголливудской жизни. Дети – это святое, и самоотверженное материнство искупает многое. Сегодня она в первую очередь домашняя женщина, которая совершенно искренне выходам в свет предпочитает тихие семейные вечера с вязанием и работой на прялке. Плетение вообще ей удается: она с потрясающей скоростью шнурует ботинки, не зря работала когда-то в обувном магазине.
Вполне объяснимо, почему в последнее время Робертс появлялась на экране, лишь чтобы напомнить о себе, или вообще оставалась за кадром, как при озвучивании «Паутины Шарлотты» (мультипликационная паучиха разговаривает ее голосом).
Но скоро мы увидим актрису среди афганских пейзажей – в декабре состоится премьера драмы «Война Чарли Уильяма», про техасского конгрессмена, помогавшего талибам воевать с советской армией, там играет также Том Хэнкс, и среди небоскребов Манхэттена, летом выйдет «Клуб вязания по пятницам» (опять вязание), где героиня разрывается между воспитанием дочери-подростка и собственным магазинчиком для вязальщиц.
В этом году Робертс была удостоена премии Американской синематеки за выдающийся вклад в кино. Выступивший на церемонии Том Хэнкс начал свою речь со слов: «Все любят Джулию Робертс. Все, все, все». Он прав... Вот сейчас включу «Красотку», и снова буду улыбаться.