Лорд Гарри Герберт наукой воспитания лошадей владеет в совершенстве.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Скачки – это элитный вид спорта. Что и говорить, в Англии он считался спортом королей. Чтобы приобрести скакуна, нужно выложить немалую сумму. Возрождение скачек в России привлекло иностранных коннозаводчиков. Совсем недавно в наши пенаты пожаловал лорд Гарри Герберт, потомок графского рода Карнарвон. В этом роду все, начиная с прадеда, занимались разведением лошадей. Отец Гарри Герберта был менеджером английской королевы по скачкам и ее близким другом. Продвигать свое дело Гарри начал еще в 1984 году. С тех пор его лошади выиграли пять международных чемпионатов. Жеребец Мотиватор выиграл дерби. Победительницу престижной «классической» скачки кобылу Петрушку за 5 млн. долл. купил шейх Арабских Эмиратов Мухаммед.
Теперь Герберт создает скаковой синдикат в России. Его члены станут владельцами молодых и перспективных скакунов с крупнейших ярмарок мира. Тренировать лошадей будут в Англии, а владельцев держать в курсе всех событий. Прибыв в Англию, они увидят это своими глазами. Герберт обещал принять их в родовом замке Хайклер и обеспечить ложу на скачках, где их питомцы покажут себя в деле. При встрече с Гербертом мы расспросили его о русском проекте.
– Почему вы решили создавать скаковой синдикат в России?
– В 1992 году я основал компанию «Хайклер Соробред Рейсинг» по коневодству и участию в скачках. Это дало мне возможность объединять людей в небольшие группы, где они могли бы разделять собственность на лошадей. Когда они сводят свои ресурсы воедино, это помогает выходить на высокий уровень. Мы добились большого успеха. У нашей фирмы уже пять чемпионов в разных уровнях скачек. В этом году я познакомился с Питером Оуэном Эдмундсом, человеком, который 13 лет работает в России и свободно говорит по-русски. Мы обсудили деятельность на российском рынке, и мне показалось неестественным, что в крупном международном виде спорта не поднимается российский флаг. Все это в руках пяти ваших соотечественников, которые станут участниками первого синдиката «Президиум Рейсинг». Кандидатуры их пока в процессе обсуждения.
– Вы ощущаете в России встречный интерес?
– Лошадиные скачки – смесь удовольствия и бизнеса. Но в первую очередь все-таки удовольствие. Это бурный эмоциональный всплеск, который ты ощущаешь, когда твоя лошадь соревнуется с чужой. Мой нынешний приезд в Москву – третий по счету. Мы почувствовали в России хорошую атмосферу. Тот интерес к скачкам, который я здесь встретил, выразился прежде всего в том, что мы издали на русском языке книгу жокея и журналиста Бру Скотта «Воплощение вашей мечты» (Brough Scott, «The dream within Reach»). Синдикат, о котором идет речь, я организую как чисто русскую компанию. Мы разработали русский вариант формы жокея: серебристая куртка и темно-синяя кепка. Я уверен, эти цвета станут известными в мире. У лошадей будут русские имена. Надеюсь, это тоже будет стимулом для вовлечения россиян в мир скачек.
– Какие данные жеребенка говорят о том, что из него можно воспитать хорошего скакуна?
– Мой деверь Джон Уоррен – самый талантливый покупатель лошадей в мире. Мы с ним выезжаем на аукционы и покупаем однолеток. Мы смотрим, как лошадей выводят, разглядываем их, когда они стоят неподвижно. У Джона невероятное чутье на хороших лошадей. Он способен оценить их потенциал. Сначала он изучает голову. Смотрит, чтобы, если так можно сказать о лошади, морда ее была интеллигентной. Должен быть орлиный взгляд и хороший плечевой сустав. Оценивая лошадь, Джон рассматривает ее, как картину. Многие хвалят экстерьер, но он еще видит нечто другое. То, что невозможно объяснить.
– Могли бы вы назвать лучшие породы скаковых лошадей?
– Есть жеребцы, которые лучше других независимо от породы. В Европе недавно скончался жеребец по имени Дейнхилл. Он имел огромное влияние на потомство. Теперь его сыновья имеют такое же влияние на воспроизводство этой породы. В США такое же влияние имеет жеребец Сторм Кэт. Он в год может покрыть до ста кобыл. Каждая случка обходится владельцу кобылы в 500 тысяч долларов. Вот какое количество денег зарабатывает жеребец! Многие лошади – родственники основных производителей. Можно сказать, что у них, как у людей, есть свой род. Когда мы покупаем лошадь, мы смотрим ее генеалогию: кто отец, кто мать, вплоть до прабабушек и прадедушек.
– Имеет ли для скачек значение пол лошади?
– Мы в основном покупаем жеребчиков. Кобыл берем гораздо реже. Жеребцы наиболее ценны, особенно когда они достигают успеха. В этот момент у них наибольшая стоимость на аукционах. У них больше продолжительность жизни.
– Какие условия вы создаете, чтобы лошади были в хорошей форме?
– Очень важен процесс тренировки. Как и в любом виде спорта, тренер – ключевая персона. Он помогает лошади развиваться не только физически. Дело в том, что у лошадей тоже есть менталитет. Одни развиваются быстрее, чем другие. И не только физически, но и ментально. Это не менее важно. Если слишком рано требовать от лошади успеха, можно ее загнать. Тренер всегда в курсе, на каком этапе развития находится лошадь, на какое расстояние она может бежать и на какие скачки ее записать, чтобы добиться результата.
– Вы говорите о важнейшей роли тренера. Но ведь в скачках многое зависит от жокея?
– Жокей, конечно, очень важен. У нас в Англии около десяти ведущих жокеев. Сильнейшие жокеи Европы – Фрэнки Деттори, чемпион Франции Кристоф Сумиллон, знаменитый жокей Ирландии Кьерен Фаллон и Джонни Мёртах. Лошади бегут со скоростью около 60 километров в час. Жокею приходится принимать решения молниеносно, а это требует особых навыков. Ведущие жокеи подготовлены, как лучшие атлеты. Но, даже учитывая это, жокей отвечает за 10% успеха. Остальное зависит от лошади.
– Не могли вы передать ваше ощущение скачек?
– Лошадиные скачки – место наибольшего эмоционального всплеска. Тут можно наблюдать связь между хозяином, жокеем, тренером и, самое главное, лошадью. Владелец ощущает, что это его животное, его лошадь принимает участие в соревновании, где выставлены лучшие скакуны. В каком спорте вы сможете наблюдать скорость, состязание, красоту, а также блеск светского общества. Где еще вы можете стоять рядом с королевой Великобритании или шейхом Мохаммедом?
– Какие древнейшие традиции есть в мире скачек?
– Вся история скачек – прекрасная английская традиция возрастом 300 лет. Королева приезжает на состязания в карете. На скачках присутствует до 70 тысяч человек. Все джентльмены во фраках и цилиндрах, а дамы – в шляпках. У каждой она особого покроя, так что помимо соревнования скакунов имеет место негласный конкурс на красивую шляпку.