На фото в центре жеребец-победитель по кличке Мотиватор.
В Индии священное животное – корова, в Египте – кошка, если же говорить о Великобритании, то в начале XVIII века легендарный Джонатан Свифт в романе «Путешествия Гулливера» отдал этот титул лошади. Он поставил ее выше людей. Благородные и высокоинтеллектуальные гуингнмы свысока взирали на диких и невежественных йеху. И это неудивительно. Культ лошадей и лошадиных скачек в Англии был столь велик, что многие считают эту страну их колыбелью. Однако это совсем не так. Скачки еще в 1000 году до н.э. проводили в Индии и Древней Греции. Они были основой Олимпийских игр. Еще активнее был Древний Рим. В ту пору скачки уже были спортом для избранных: в них принимали участие императоры Нерон и Калигула. К ногам их лошадей привязывали ленты и пальмовые ветви.
Британский лед, арабский пламень┘
Отчего же скачки связывают с Англией? Там в XVII веке, в годы правления Карла II, члены королевской семьи и монаршие конюхи создали чистокровную породу для скачек. Это был результат скрещивания арабских жеребцов с породистыми английскими кобылами «ройял мэре». Случилась своего рода авантюра. Капитан британской армии Бейерлей, будучи в Венгрии, находящейся тогда под турецким владычеством, захватил арабского жеребца. Бейерлей-Теркам (как его прозвали), а также жеребцы Дарлей-Арабиан и Годольфин-Арабиан из Сирии стали родоначальниками верховой породы. Скачки стали проводить регулярно, на лугу Ньюмаркета. Первым выдающимся скакуном стал гнедой Фляйнг Чайльдерс – сын Дарлей-Арабиан. Крупными призами на скачках были Kings plate – королевские чаши.
Citius, altius, fortius!
Участие в скачках было престижно. В XVIII веке открылись ипподромы в Донкастере, Эпсоме и Аскоте. В 1750 году появился первый Жокей-клуб, правила и, конечно же, официальные рекорды. Родословные лошадей вносили в племенные книги. С подачи Англии скаковая эпидемия охватила Европу. Во Франции построили ипподромы Лоншан и Шантийи. Появились призы, бытующие и в наше время: Золотой кубок в Аскоте, Дерби в Эпсоме, Большой приз в Лоншане и приз Триумфальной арки. Отбор лучших скакунов на протяжении веков увеличил их размер и скорость. Это изменило условия скачек. Дистанции с 10 км сократились до трех, так что лошади стали соревноваться в быстроте, а не в выносливости. Лошади, ранее допускавшиеся к скачкам в возрасте шести лет, быстрее созревали и выходили на старт уже в три года.
Советский внук Флоризеля
Родовое поместье Гарри Герберта. Фото из личного архива Гарри Герберта |
В Россию мода на скачки пришла поздно. Пик популярности пришелся на конец XIX века. В ту пору были учреждены Императорский приз и приз Государыни Императрицы Марии Федоровны, составлявший 50 тыс. руб. В последний раз Императорский приз разыграли в 1916 году. Скаковое наследие царской России через лазейку проникло в СССР. В 1907 году коннозаводчик Михаил Лазарев отправил свою кобылу Мисс Черчилль в Англию к победителю Аскотского золотого Кубка – жеребцу Флоризелю II. Появившийся на свет жеребец Флореал выиграл Всероссийское Дерби 1911 года. От него родился Тагор, который, чудом уцелев во время войны, в 1920-х годах в Крыму и на Чесменском конном заводе стал ценным производителем: родил пять чемпионов Дерби, четырех победителей Большого двухлетнего приза, четыре его сына получили Приз им. Буденного и еще четыре – Приз СССР.
Страсти на Беговой
Советские скакуны выигрывали зарубежные турниры. По данным 1988 года, Бальто, поставленный на скачки в 1965 году, выиграл Большой приз Парижа и Золотой Кубок в Аскоте, а жеребец Ле Лю Гару получил Кубок Донкастера. Но для СССР скачки были маргинальны. То ли дело футбол и фигурное катание. Политические катаклизмы конца XX века и вовсе отодвинули скачки на второй план. Ныне страсти улеглись, хлынула волна интереса, и в 2004 году на Центральном московском ипподроме прошли первые «Скачки на Приз президента РФ». В них победил рыжий жеребец Акбаш. В прошлом году первое место поделили гнедой жеребец из России Сателлит и вороной жеребец из Азербайджана Эшкия. Приз скачек составил 6 млн. руб.