Такой Эди Седжвик увидел Билли Нэйм.
Фото из католога Celebrity Portraits From The Andy Warhol Factory Years
Кумиры XX века представлены на двух выставках в немецком Кобленце. Главными их героями стали те, кого, несмотря на их раннюю смерть, не затмил даже Энди Уорхол.
Среди поп-артистов молодого поколения Кейт Харинг (1958–1990) с самого начала выделялся и особой резкостью высказывания, и радикальным обновлением художественного языка. Приверженец граффити, он рисовал пиктограммы и человечков-иероглифов. Героями его были дети урбанизации – жертвы большого города, невольники навязанных страстей и стрессов, от которых хотелось бы бежать, но некуда.
В будущем году выставки Хаинга широким потоком пойдут по всему миру. Так что нынешняя ретроспектива в Музее Людвига в Кобленце является пилотной. Материалы для нее предоставил фонд Харинга, основанный художником незадолго до его смерти. Целями фонда стали детские программы, а также борьба со СПИДом, от которого и умер его основатель.
На выставке много вещей, которые способны были бы шокировать нашего нынешнего министра культуры. Но прежде чем стать классикой и разлететься по миру миллионами открыток и десятками выставок искусство должно совершить принципиальный шаг навстречу новому, перейти обозначенные обществом границы в поисках иных пространств. Харинг занимался этим беспрерывно – и когда рисовал в нью-йоркской подземке граффити на месте пустовавших рекламных плакатов, и когда делал иллюстрации к книгам друга Берроуза. Преступанием общепринятого занимались и его близкие знакомые, такие как Жан-Мишель Баске. Все они в той или иной степени принадлежали к знаменитой Factory Энди Уорхола, ставшей уже в 60-е меккой нового Искусства.
Одновременно с Харингом Музей Людвига показывает и фотографии Factory в 60–70-х. Четверо мастеров – Билли Нейм, Джерард Маланга, Куртис Кнапп и Карл Фишер – запечатлели многих от Мика Джаггера до Алена Гинзберга, включая, конечно же Уорхола. Но самыми красивыми остаются здесь портреты Эди Седжвик, прекрасноглазой блондинки родом из Санта-Барбары. Недавно она стала героиней фильма Factory Girls, но реальность выглядела более впечатляющей, чем голливудская фантазия. Богатая наследница, Седжвик была музой Нью-Йорка 60-х. Как сказал кто-то из ее знакомых, «она была светом, вдыхала в окружающих ее людей жизнь». Но долго соревноваться с солнцем невозможно. Годы больниц, нищета, смерть от передозировки в 28 лет┘ Финал ужасен, особенно когда разглядываешь это открытое, столь многое обещавшее жизни лицо, на котором не прочитывается ничего из выпавшего Седжвик жребия.
Говорят, ее родителей предупреждали, что детей им лучше не иметь. Даже непонятно, как теперь отнестись к их решению.