Человек по своей природе также альтруистичен, как и эгоистичен.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
-Российское искусство XIX-начала ХХ века боялось потерять Дом, Усадьбу как часть духовной культуры личности, страны. После революции 1917 года эта тема ушла из искусства. Не возродилась она и после 1992 года. Почему?
– Мне кажется, что у нас в стране было такое количество лишений и лишенцев; людей, которых погубили, отобрали все, что у них было. А новое племя оказалось похожим на кочевников, но и у них тоже все, что смогли украсть, украли. И их тоже со временем начали уничтожать┘ рядами. И все поняли, что ничего сохранить в этой стране нельзя: ни памяти о вещах, ни домов, ни усадеб; ни жизнь детей. Ни жизнь стариков. Надо было все скрывать. Говорить, что у тебя ничего нет, что ты неимущий и происходишь из люмпенов, причем из самых бедных. Это безобразие продолжалось почти восемьдесят лет!
– Но в центре Москвы существовала Тишинка, место, где «обитали» старые вещи, а вместе с ними и память о прошлом; Тишинка – культурный феномен советской страны, который охранял «пыль» досоветских традиций. Странно, что уничтожили ее не коммунисты, а демократы.
– Это поразительная черта нашей культуры – у нас уничтожается практически все. Проходит пять лет, и вы уже ничего в Москве не можете найти. Город превращен в какой-то турецкий балаган, ни одного «куска» настоящей Москвы не сохранено! И сделано все это за 10–15 лет. Причем только ради денег. Кто мог такое сотворить? Только тот, кто не обладает минимальной культурой; кто не в состоянии осознать, что такое время, что такое этот город и до какой степени старинная Москва со всеми присущими ей традициями бесценна для людей, которые в ней живут. Как можно не понимать, что означает для культуры преемственность?! Ну что они сделали с Арбатом? Это просто помойка! Что они сделали с Пречистенкой? Это невыносимо! Есть же огромное пространство за Москвой. Ну перенесите туда все деловые центры – нет┘ Главное – извлечь из каждого метра деньги! И сломать ради них все на свете┘ или поджечь! Скажите, в какой стране можно найти такое количество людей, готовых «выжечь собственный город буквально дотла»?! Но таково, к сожалению, сознание временщиков. Они все время якобы с колен поднимаются и – пока поднимаются – все по дороге разрушают.
– Меня вот что удивляет: в современном искусстве появилось огромное количество люмпенов, причем большая часть из них выросли в хороших, интеллигентных семьях.
– Да. Они стали ими, потому что сегодня востребован именно такой тип человека. Востребован лгун. Патологический раб, который не задумывается об аморальности своих и чужих поступков!
– В самые жесткие для развития государства времена предпринималась попытка с помощью культуры объяснить людям, как себя достойно вести. В безграмотной петровской России издается книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»... Даже в советской стране популяризируется стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». В постсоветском пространстве подобных попыток ни литературное, ни какое-либо другое искусство не предпринимало. Почему?
– Новое поколение абсолютно презрительно относится к предыдущему┘ «Отцы» и «деды» с точки зрения людей новой генерации – несостоявшиеся люди. У них нет денег, квартир; нет ничего, за что бы их следовало уважать с точки зрения «детей». Что можно взять от людей, которые работали медиками, инженерами и так далее? Ну в лучшем случае у них были трехкомнатная квартира и старый автомобиль. Сегодня это вызывает смех у молодежи. И никому нет дела, что именно эти инженеры, врачи и учителя построили огромную страну, понимаете? Провели водопровод, нашли газ, сделали электростанции и запустили ледокол, несмотря ни на что! Вопреки чудовищам из КПСС! В шарашках и лагерях – работали! В грязи и черт знает в чем – создавали и созидали!
– Но у нас так было всегда. А кто Питер на болотах строил? И разве оценили этот подвиг правнуки, занятые электрификацией России?
– По большому счету – страну строят не люмпены, а интеллигенты и умные люди. Зимний дворец – кому он нужен?! Он нужен был тем единицам, которые понимали, что такое красота, что такое история. Что такое город, гордость┘
– То есть именно те, кто больше других понимает, что такое красота, являются самым большим злом для нее и самым яростным ее разрушителем?
– В каком-то смысле да. Но самым большим разрушителем красоты в предельно широком смысле этого слова является народ!
– Иван Владимирович, а как же быть с «песней» нашей интеллигенции о «народе-богоносце»?
– Богоносец этот, помните, кого распинал, между прочим? Более того, наш богоносец выбирал себе такого тирана, которого на свете никто не видел, обожал и преклонялся перед ним, искренне валялся у него в ногах┘
– Так снимите фильм о том, что наш народ – не «богоносец». Положите конец культурно-исторической мифологеме.
– Я лично в своей картине «Прорва» сказал многое. То, что я понимал, – сделал. Но я не презираю народ. Я его боюсь и ненавижу только тогда, когда он превращается в массу. Масса – это страшная сила. Разрушительная. Попробуйте произнести при советской власти: «народ не прав»! Он всегда прав! И разве может быть иначе, если наш народ постоянно безмолвствует. Пушкин это очень точно подметил. Безмолвствует в самый сложный исторический момент, когда нужно выбирать┘ не выбирает. А просто любит того, кто становится (неважно каким путем) новым отцом Родины.
– Почему безмолвствует наша творческая интеллигенция? Ну выразите же публично свое неуважение к выбору толпы!
– Между художником и аудиторией есть мощный чиновничий барьер – цензура! Через какой рупор вы можете высказать сегодня свою позицию? Назовите тот телеканал и ту газету, которая позволят это сделать? Я не боюсь говорить то, что хочу сказать. Мне просто не дадут возможности высказаться публично┘
– Давайте рискнем – вдруг напечатают?
– Власть крайне распущена! Она поступает сегодня со своим народом, как со своим рабом. Власть абсолютно презирает человеческое достоинство, не позволяя личности проявляться так, как ей бы того хотелось! Посмотрите, как власть ездит по Москве? Точно так же эти люди поступают в каждом своем жесте! Говоря о каких-то великих планах, они постоянно врут! Что-то они, конечно, делают┘ Но в целом-то народ абсолютно нищий! Нечего есть, потому что цены растут параллельно с прибавлением зарплат. Что, власть этого не видит? Да не хочет она этого знать и видеть!
–Такова суть русской системы. А она произрастает из всего, что зовется русским характером.
– Русский характер – странная штука. Если русскому человеку сказать: «Будешь жить без еды, без свободы, без жилья и вообще без всего – но зато мы сможем всему миру показать кулак! И доказать, что мы самые сильные в мире!» – и народ готов пойти на это! Какой страшный самообман! Уничтожить все жизненно важное для личности ради того, чтобы быть самым могучим жандармом в мире!
– Вы считаете, что в нашем народе так развит шовинизм?
– Мы очень шовинистический народ. В своем национал-шовинизме доходим до крайностей. С одной стороны, мы миролюбивые, открытые и добрые. С другой стороны, в нас живут совершенно противоположные качества. Как только из этого народа «вылупляется» люмпен – это уже жестокий, ничего не чувствующий и ничему не сопереживающий человек. Это беспредельность в своем безобразии.
– Скажите, зачем умный Достоевский кричал «красота спасет мир», понимая, что красота никому не нужна, прежде всего той стране, где он живет, и тому народу, который его окружает?
– Я вам могу сказать, зачем он это кричал┘
– От бессилия?
– И от него тоже┘ Но прежде всего потому, что надо верить! Ну как можно разочароваться во всем? Тогда нужно пустить пулю в лоб? Каждый художник верит, что есть то добро, которое побеждает зло. Как можно без этого жить? Мы должны множить то, что считаем ценностью, и эта ценность переходит к другим людям. Вы дарите им какие-то минуты счастья, когда они смотрят хорошее художественное произведение, и у них происходит катарсис, очищение от увиденного или прочитанного; и они понимают, что зло – есть зло! И в эти минуты и секунды люди становятся чище! Иногда минут и секунд для высвобождения самого лучшего в человеке – достаточно┘
Но когда в течение более восьмидесяти лет людей приучали к тому, что они рабы и надо бояться любого человека в форме; не надо никому отвечать, ничего говорить, причем вообще не спорить – ни по какому поводу! Можно только соглашаться! «Ты что, выше других? Умней других?» Самая распространенная форма унижения человека в СССР. Где, в какой стране мира такое могут произнести? Ведь человеческая личность сама по себе считается бесценной! Да, у нас сейчас как никогда любят произносить красивые, правильные и нужные людям слова. Но вы же понимаете –это было написано в Библии: если появится Дьявол, он появится со всеми десятью заповедями и будет их произносить; он будет говорить то же самое, что говорил Учитель, он будет произносить эти заповеди сладким голосом, но делать будет другое! Вот это сейчас с нами и происходит. Вы думаете, черт появится с рогами и копытами? Ничего подобного. Он будет прекрасный! Изумительно, шикарно выглядящий добрый человек – вот что страшно! И это происходит на наших глазах. С нами. С нашей страной.
Что власть называет «достижениями последних лет»? То, что нефть выросла до 80 долларов за баррель? Что они еще сделали? Все остальное сделали капиталисты-разбойники (смеется). А наши – власть имущие, наши чиновники как пиявки сосут идеи, деньги┘ из этих западных соловьев-разбойников. Наша власть – это кровопийцы!
– У вас никогда руки не опускались, желание работать не пропадало? Ведь фильмы, которые вы сделали, сняты не для люмпенов?! А их – большинство. Так что аудитории у вашего кино практически нет.
– Есть эта аудитория. Одним нравится песня «Яблоки на снегу», и они всю жизнь ее поют. А другим нравится Земфира. Это разные люди. Посмотрите на Земфиру. Ее долго не рекомендовали народу. Она сама пробилась, потому что аудитория для ее музыки была и есть!
– Но именно тридцатилетние музыканты, актеры, режиссеры заявляют с экранов телевизоров, что думающей аудитории больше нет!
– Неправда. Мы сами «опустили» аудиторию.
– Кто это «мы»? Неужели ваши фильмы или фильмы ваших друзей добились столь «блестящих» результатов!
– Все постарались (смеется)┘ Телевизор нормальная аудитория не может смотреть. Там пустота, тупые сериалы, режиссеры которых дискредитируют визуальное искусство. Аудитория покупает прессу и выбрасывает ее в унитаз, потому что практически нет у нас правдивых источников информации, уважающих свободу своего читателя. Я не идеализирую людей. Но публичная культура – СМИ – скомпрометировала сама себя, став ненужной для тех, кто хочет и умеет смотреть или читать. Но прежде чем стать ненужной – культура опустила свою думающую аудиторию до уровня люмпена. Нормальные люди перестали верить тому, что видят и слышат!
Главное – научиться друг друга слышать. Кадр из фильма Ивана Дыховичного «Вдох-выдох». |
Еще одна проблема. Как же может в этой стране, которая ни в чем не призналась и не раскаялась, родиться что-то хорошее? Нагадили, наломали, наубивали и пошли дальше! Какое Германия сделала нравственное усилие, сказав: мы не правы. А у нас никакого стыда. Как нам сказал наш «новый учитель», оказывается, мы ни в чем не виноваты и нам не за что извиняться! Ах, вам не за что извиняться? За сорок миллионов убитых не извиниться? За своих убитых, за чужих┘ За целое уничтоженное поколение?! За целый пласт культуры, который вы на молекулы разнесли?! Интересные ребята правят нашей страной (смеется). Для них же перестрелять сто человек – это мелкий плевок┘ Не более! А народ все это, простите, молча хавал и хавает!
– Я вас уже спрашивала: что же вы так тихо возмущаетесь?
– А вы что предлагаете? Есть некая оппозиция. И что? Мы пойдем с Каспаровым на Красную площадь?
– Но Лариса Богораз с парой единомышленников в свое время туда пошла и плюнула в Политбюро, протестуя против ввода советских танков в Чехословакию?!
– Это еще будет. Это все будет. Если власть не угомонится. А угомониться она не может. Ибо уже потеряла язык, на котором общаются сегодня люди. Она говорит сегодня на языке, который был «живым» в 1964 году. Этот язык «не пройдет» с новым поколением, которому 30–40 лет. Странно, что сегодняшняя власть вроде бы все учитывает┘ И такой мощный прокол в области языка! У нас же премьер-министр разговаривает, как тракторист 1954 года! Он к кому обращается? Кто его сможет понять?!
А, собственно, как случилось, что такой человек приходит к власти? Не понимаю! Он что, ученый-экономист? Крупный политолог. Философ? Кто он такой? И почему они там все родственники, в нашем правительстве?! Я лично не понимаю! Это же настоящий сумасшедший дом, что, между прочим, говорит о больших проблемах «наверху». Они совершенно утратили адекватное восприятие реальности. Изобрели бредовую идею! Мы их не выбираем – они сами себя выбирают! Для современного мира и современного языка – это абсурд, который не может продолжаться долго! Советских лозунгов и появившегося приказного тона новое поколение не примет. Это грубая ошибка в интонации! А значит, мы близки к серьезным социально-общественным потрясениям! Любому терпению приходит предел. Силовые структуры обнаглели – они издеваются над нами так, как в советские годы не издевались. Но пожаловаться-то некому?! Ты жалуешься в итоге им же на них самих. Бред!
– Почему он возможен и почему так долго длится?
– Потому что нельзя руководить тем, чего не знаешь. Власть сегодня не ездит по тем дорогам, по которым ездим мы, не ходит туда, куда ходим мы, не знает больниц, где лежим мы, не знает унижений, которые мы испытываем на каждом шагу. Ведь ни одной справки просто так получить нельзя: чиновники либо откровенно издеваются, либо вымогают деньги! Власть ничего этого не знает, потому что полностью изолирована от нашей жизни. Больше, чем Политбюро.
– Вы себе противоречите. Если все, что вы сказали, и есть особый российский путь и он нам, увы, подходит – значит, грубую ошибку в интонации новое поколение не заметит. Или сочтет за модный политсленг!
– (Вздыхает.) Но человек так устроен, что не может не надеяться на лучшее и ничего не делать, когда видит, что горит дом. Под страхом смерти люди – не все, но многие! – вбегают в горящий дом и спасают тех, кто внутри. Человек по своей природе так же альтруистичен, как и эгоистичен! Спасать что-то или кого-то ценой своей жизни может только человек! И все лучшее в нем просыпается, когда он совершает такие поступки.
Редакция «Независимой газеты» поздравляет Ивана Владимировича с юбилеем, желает всех благ, а также скорейшего выздоровления и возвращения к творческой деятельности.