Эмир Кустурица (слева) в амплуа беженца.
Фото Алисы Калининой (НГ-интернет)
Бедовая группа из Боснии и Герцеговины, которой ни много ни мало 27 лет, неоднократно распадалась, стяжала немалую популярность у себя на родине, преследовалась югославскими властями в 80-х годах, а в начале 90-х и вовсе перестала подавать признаки жизни. Однако в 1994 году вечнозеленый харизматичный фронтмен «ноу смокингов» Нелле «Доктор» Каражлич собрал новый состав, а уже через четыре года музыканты записывали саундтрек к фильму Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот». Кустурица вскоре и сам влился в ряды группы – как ритм-гитарист. В прошлый приезд в Москву – в декабре 2004 года – No Smoking так зажгли публику, что та, пребывая в эйфории, чуть не разнесла Горбушку. На этот раз москвичам повезло ничуть не меньше.
На сцене «Дружбы» No Smoking появились почти с часовым опозданием – из-за затянувшегося саунд-чека. Перед зрителями музыканты предстали в амплуа беженцев: кто в комбинезоне, кто в фартуке, кто в пижаме, – во главе с Эмиром Кустурицей в красных трениках и зеленой футболке и «Доктором» Каражличем в подштанниках и белом пиджаке огромных размеров и сразу же обрушили на заждавшихся поклонников легендарную «унца-унцу». Рвущаяся куда-то на бешеной скорости ритм-секция с комичной тубой, надрывные балканские саксофонные попевки и припадочные цыганские скрипичные запилы, юморные тексты, цитаты из Pink Floyd, Эннио Морриконе и русского фольклора, охрипшая электрогитара – весь этот яркий музыкальный антураж хорошо знаком по саундтрекам к фильмам Кустурицы.
«Как ви кажитэ, настояшчая писень?» – коверкая слова, спросил у зала Каражлич. Зал ответил ему дружным хохотом. «А, настояшчая писень от моего друга on the guitar┘» «Он хочет сказать: «Жизнь как чудо», – почти без акцента изрек Кустурица, чем совершенно покорил публику. Едва закончив протяжную, страстную When Life Was a Miracle на сербском и уже выкрикивая в микрофон слова разухабистой «Upside Down», «Доктор» вместе с еле поспевающим за ним тубистом в темпе отправился брататься с сидящими на трибунах.
Нелле Каражлич – турбодвигатель всего шоу No Smoking Orchestra. Такое ощущение, что он запросто может довести до кипения еще двадцать таких залов. «Доктор» одновременно движется во всех направлениях, подгоняет музыкантов и вытаскивает с танцпартера девушек, предлагая им то изобразить Джульетту (в издевательской песне Was Romeo Really a Jerk?), а то последовать его примеру и раздеться по пояс. Девушки не решаются на такой поступок, краснеют, а вокруг них отплясывает, согнувшись в три погибели, солидного вида скрипач-виртуоз, носятся саксофонист и аккордеонист – все это веселое сумасшествие на сцене кажется настолько органичным, что сразу становится понятно, кто все это поставил и срежиссировал.
Постепенно замечаешь, что сам Кустурица только поет иногда, а тренькает на выключенной гитаре. Все же партии вместо него исполняет штатный гитарист. Впрочем, это и не так важно – Эмир присутствует на сцене как символ группы и с большим удовольствием принимает участие в безумстве по им же установленным правилам.
Исполнив почти все свои зубодробительные хиты – Vasja, Fuck You, Pit Bull, Drag Nach Osten и даже несколько брутальных песен из только что написанной режиссером панк-оперы «Время цыган», музыканты занялись трюкачеством под Wanted Man: гитарист вертел мигающую гитару со светодиодами вокруг пояса, скрипач вначале исполнял филигранные пассажи, держа инструмент у себя за спиной, затем с вытянутыми вверх руками водил скрипкой по огромному смычку, который держали в воздухе две приглашенные из зала девушки, наконец, к нему присоединился Кустурица, и каждому замысловатому соло скрипача отвечал рев на этот раз включенной гитары режиссера.
Лихо танцевавшие партер и трибуны отпустили умопомрачительных The No Smoking Orchestra только после двух исполненных бисов. Праздник жизни состоялся. Той жизни, которая действительно как чудо.