0
3587
Газета Антракт Интернет-версия

12.10.2007 00:00:00

Куртка Мао и метафоры вечности

Тэги: китай, современное искусство, мао


китай, современное искусство, мао Нетипичный китайский фарфор. Своеобразная иллюстрация привычки современного общества к насилию.
Фото предоставлено организаторами

Современное искусство Китая выглядит одним из самых модных и наверняка одним самых интересных феноменов наших дней. Посвященные ему выставки проходят повсюду, но самой известной стала «Маджонг. Современное китайское искусство из собрания Зигга», показанная сперва в Берне и Гамбурге, а ныне открытая в зальцбургском музее Рупертинум.

Когда китайцы в начале XXI века рванули по делам в Европу, многие ожидали второго пришествия новых русских. Причем не столько даже эстетики малиновых пиджаков, но взрыв туризма, прежде всего культурного. Музеи и старинные городки замерли в благостном ожидании, но культурного нашествия так и не случилось. Как говорил представитель одной из европейских туристических организаций, китайские бизнесмены, как правило, отказываются от посещений выставок и архитектурных памятников, предпочитая им шопинг. Но вместо того чтобы потреблять искусство, они начали его экспортировать. Причем стали делать это неожиданным образом: экспортируется прежде всего то искусство, которое можно назвать ироничным либо даже социально-критическим, в каком-то смысле антикитайским.

В этом году сразу несколько крупных китайских проектов восхитили Европу – от запоминающихся китайских выставок на Венецианской биеннале до крупной выставки китайской фотографии в Новой пинакотеке в Мюнхене.

Даже до Москвы этой зимой в рамках биеннале современного искусства добралась небольшая, но запоминающаяся экспозиция китайского соц-арта, представленного на пару с нашим соц-артом.

В Зальцбурге же показывают впечатляющую коллекцию швейцарца Ули Зигга, крупнейшую в своем роде в мире. Он одним из первых на Западе стал собирать китайцев, ему принадлежит множество работ, считающихся сегодня «визитной карточкой» искусства Поднебесной. К Зиггу, владеющему более 1200 работами 180 с лишним авторов, беспрерывно обращаются европейские кураторы. Для Зальцбурга экспозицию обновили недавно приобретенными работами (их публика увидит впервые), а перед зданием музея возникла специально подготовленная для Австрии инсталляция Ху Юна.

На протяжении последних 30 лет Зигг приобрел так много произведений китайцев, что Рупертинум вынужден был ограничиться избранным. Но и его хватает, чтобы оценить иронию, а порой и сатиру искусства, полного той энергии, которая возможна лишь у наций, находящихся на историческом подъеме. Иногда, впрочем, второй смысл возникает из-за знания контекста – авангард эпохи маоистского Китая чем-то близок нашему неофициальному искусству.

Начинается все с официозного искусства 70-х – с полотен из жизни трудового народа, во многом определенных советской художественной эстетикой, пропагандистских плакатов (многие китайские художники учились в СССР). Они позволяют не просто воссоздать атмосферу, но и почувствовать контраст между официальным и неофициальным в искусстве.

Неофициальное лишено сантиментов.

Ши-Чжин-Сонг создал «Оборудование офиса. Прототип № 1». Компьютер, стол, стул, клавиатура из хромированной стали┘ но если присмотреться внимательнее, выясняется, что это скорее камера пыток: экран компьютера оказывается гильотиной, кресло полно приспособлений для мучений в инквизиторском стиле (разные зажимы, ввинчивающиеся в тело шурупы), клавиатура предназначена для зажима пальцев, а лампа подменена электрошокером. Выглядит одновременно и как метафора авторитарности дизайна в современном Китае, и как реакция на привычку современного общества к насилию.

Об авторитарности, но уже политической напоминает и «Дыхание» Сонг Донга – две крупноформатные цветные фотографии (120х180 см каждая), связанные с событиями на площади Тяньаньмэнь. Художник запечатлен здесь дышащим на лед – после 40-минутной акции ему удалось лишь слегка обозначить на промерзшей зимней земле след человеческого присутствия, и только.

Главным же героем выставки оказывается сам Мао. Это может быть и воображаемая встреча с ним (на картине Чжень-Чжао-Янга художник и кормчий медитируют перед бескрайней степью), и фетишистское изображение его куртки (скульптура Шуя-Чжан-Гуо выполнена из алюминия, бумаги и дерева). Собственно, такую куртку с ее четырьмя большими накладными карманами, узким воротом и пятью пуговицами, верхняя из которых буквально душит воротничок, стал носить еще Сун Ятсен, один из первых президентов республики в 20-е годы. Куртку, эту смесь японской школьной формы, немецкого военного мундира и традиционного китайского крестьянского платья, Мао объявил униформой для всех рабочих и служащих Китая. Но из сегодняшней перспективы, когда миф о равенстве раздавлен новой действительностью, куртка смотрится памятником утопии. Иностранные туристы охотно покупают такую на память о визите в Поднебесную, но пустота скульптуры (куртка показана как самоценная вещь, для которой не требуется тело) выглядит знаковой.

Что есть образ Мао? Что кроется за ним? Не в нем ли ключ к разгадке всей китайской истории ХХ века? И не только, быть может, ХХ?

В этом году на русском языке вышло сразу две книги о китайском вожде. Одна – переводной бестселлер Джона Холлидея, другая – оригинальная биография пера российского ученого. Но порой оказывается достаточно одной простодушно скроенной куртки, чтобы развернуть перед человечеством метафору бескрайней страны и ее бесконечной истории. Идолы и идеология, революция и консюмеризм – измерения оказываются настолько универсальны, что лишь черты чужого типа лица да разница в покрое униформы останавливают от полного слияния идентичностей.

С другой стороны, что нам вкусы портного, если можно сойтись на культе личности?

Москва–Зальцбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1642
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3578
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2636
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2145

Другие новости