Инна Чурикова – Жанна д’Арк.
Фото из книги «Советское кино 1919-1991»
Начнем с самого интересного для обывателя – с кулуарных разговоров о Чуриковой.
Говорят, что актриса Театра им. Вахтангова Р., случайно встретив на Арбате Инну Михайловну, на глазах у зевак встала перед ней на колени со словами: «Вы – гений!». Реакция Чуриковой: « Да что вы, голубушка┘»
Актриса «Ленкома» З. на мою просьбу рассказать о Чуриковой испуганно прошептала: «Я не смогу┘ что вы┘ она очень талантливый человек, но безумно сложный и мне совершенно непонятный». Актер кино Л.: «Инна Михайловна совершенно непредсказуема ни в чем и никогда. Думаешь, что она злится, смотрит будто сквозь тебя, проходит мимо, а оказывается, она радуется чему-то своему и поэтому не замечает рядом никого. Но радуется как-то сосредоточенно».
Художник и режиссер Х.: «Сравните Екатерину Савинову, ту самую Фросю Бурлакову из фильма «Приходите завтра», и тогда поймете, что такое мощный актерский дар и что такое всего лишь хорошая актриса Инна Чурикова». Кто-то из администрации какого-то союза (или театральных деятелей, или кинематографистов): «Хитрая-а-а, интриганка. Все тихой сапой┘»
Очень популярный актер С.: «Потрясающая актриса. И человек замечательный: добрый, отзывчивый┘»
Ну и наконец вспомним великую Фаину Раневскую, которая писала Чуриковой письма, признавалась ей как актрисе в любви┘
Если поверить Пушкину, что о художнике надо судить по законам, им же самим созданным, попробуем понять талант и актерскую природу Инны Чуриковой через тех актеров, которых она сама выделяет в качестве великих коллег по искусству. Она называла Стрепетову, Дузе, Раневскую, Яншина, Андровскую, Грибова.
Пелагея Стрепетова. Более десяти лет играла в Александринке. Некрасивая горбунья, нервная (даже неврастеничная), обладающая грандиозным трагическим даром, умела держать зал в нечеловеческом напряжении!
Постепенно профессия, требующая все больших психофизических затрат, интриги внутри театра превратили ее в больную истеричку, которая не могла более блистать ни в роли Катерины («Гроза»), ни в роли Сарры («Иванов»)┘
Элеонора Дузе – итальянская красавица с потрясающим грудным голосом, глубокими и печальными карими глазами. Трагический дар. Нервная┘ странная┘
Фаина Раневская – нужно ли характеризовать ее? Некрасивая. Одинокая. Обладающая безграничным актерским диапазоном, острым юмором. Начинала в театре Александра Таирова. Последние годы работала в Театре Моссовета.
Михаил Яншин – актер МХАТа. Мягкий, тонкий, великолепно умеющий создать образ Кузовкина - «шута» для светского общества в тургеневском «Нахлебнике», так же безупречно играл лирико-комического персонажа Лариосика из булгаковских «Дней Турбиных». Некрасивый и нелепый, мешковатый┘ Мог играть роли, требующие большого темперамента, энергии, блистательно исполнял трагические роли.
Алексей Грибов – актер МХАТа. Предельная простота соединялась в его игре с яркой сценической выразительностью. Необыкновенно тонко и поэтично играл Чебутыкина в «Трех сестрах».
Ольга Андровская – говорила: «Жить мне грустно, а играть весело». Была почти красива. Играла и мошенниц, и авантюристок, и светских дам, была блистательной комедийной актрисой. Неожиданно горько и пронзительно сыграла Машу в «Трех сестрах» и Раневскую в «Вишневом саде».
Вот из чего «сделана» Инна Михайловна Чурикова.
Она может все, что могли вышеперечисленные актеры, и, быть может, больше!