Сейчас я работаю над амбициозным проектом. Сочиняю корпоративный мюзикл про энергетику.
Это не заказ. Пишу по вдохновению. Но предвижу хороший спрос у различных компаний. Уже название придумал – «Энергосбыт».
Главным символом будет закон сохранения и превращения энергии. Очень красивый образ. «Энергетика» системных отношений, конфликтов внутри работающего коллектива частично превращается в газ, тепло, электричество, которые, в свою очередь, питают «энергетику» нашего домашнего быта и повседневной жизни.
Вот один из эпизодов. Незадолго до начала фазы внедрения новой технологии прогрессивное руководство хочет провести дополнительное совещание с филиалом компании, который занимается данным проектом.
Повод к встрече – ряд системных факторов, которые в местном офисе «не принято» обсуждать с руководством.
Коллектив, сидящий на проекте, разделяется на две группы.
Главный герой, руководитель среднего звена, стремится к открытому разговору с начальством. Ему сочувствуют немногие менеджеры и специалисты.
Они наталкиваются на непонимание большинства: «Не лезь поперек батьки в пекло! Вынесешь сор из избы – получим все тогда по шапке за неделю до внедрения┘ Помалкивай и не светись┘»
Последняя фраза допускает богословское толкование. По учению одного из мудрейших отцов Церкви, святителя Григория Паламы, молитвенное безмолвие соединяет человека с Божественными нетварными энергиями и дарует путь к стяжанию присносущного Фаворского Света.
Соответственно лжемудрость «помалкивай и не светись» – профанация идеи аскезы, пародия от лукавого, в духе молчалинской «умеренности и аккуратности».
За поговорками стоят архаические общинные ценности, бессознательно разделяемые большинством.
Сторонники открытого форума используют внятный, позитивный язык современной корпоративной этики:
«Нужна информированность, прозрачность. Прямая и открытая коммуникация. Эскалация проблемы только приветствуется. Есть вопрос? Спроси. Воспользуйся возможностью разделить ответственность с коллегами. Не бойся показаться глупым. Ты не на экзамене. Нет глупых вопросов, есть только глупые ответы».
Иногда можно переходить на язык оригинала: If you see something – say something. There’s no such thing as stupid question, there is such thing as stupid answer. И все такое.
На совещании выясняется, что причина большинства проблем с проектом – все та же. Устаревший стиль коммуникации. Менеджер не берет труда проверить, правильно ли поняли его задание. Сотрудник стесняется переспросить. Вместо ясных и «прописанных» рабочих отношений – смутные ожидания, предположения, подозрения, разочарования. Традиция морочить голову, вешать лапшу на уши, водить за нос, мотать на ус. Скрытые обиды: «Я не обижаюсь, я просто делаю выводы...»
Преимущества открытного подхода столь очевидны, что менеджмент филиала переходит на новый стиль работы прямо в ходе совещания. Это позволяет им при поддержке руководства приступить к действиям, направленным на решение проблем, и увидеть «свет в конце тоннеля».
И тут – самое интересное. Свет приходит в дом. Мы видим наших героев в семье, в родном углу. Сохраняется ли здесь энергия открытой коммуникации? Говорят, «свои» понимают друг друга без слов. А как? Насквозь видят? Рентгеном просвечивают?
Является ли жизнь таким же важным, серьезным и сложным опытом, как работа? Где нет отчетности, сроков и условий труда, нужна ли оптимизация технологий?
Героям «Энергосбыта» придется задать себе этот вопрос.
И нам вместе с ними.