0
1246
Газета Антракт Интернет-версия

28.09.2007 00:00:00

Жизнь легенды

Тэги: любимов, театр, юбилей


любимов, театр, юбилей Он говорит о том, что хочет, и делает только то, что хочет.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Любимов никогда не скрывал, что его дед – бывший крепостной. Отец – уже свободный крестьянин, женившийся на цыганке и вмиг изменивший свою судьбу. Он уехал в Ярославль, поступил служащим в одну из торговых фирм. Был страстным библиофилом, собрал отменную библиотеку. Мать (очевидно, та самая цыганка – Любимов никогда этого не уточнял┘) стала учительницей. В 1922 году семья Любимовых приезжает в Москву – и тут попадает под жернова репрессий. Всех взрослых сажают┘ Ненависть к советскому режиму позже станет частью его идеологического театрального проекта – проекта всей жизни под названием «Театр на Таганке».

Учился Любимов везде – и в электротехническом техникуме, и (одновременно!) в хореографической студии, танцевал по методу Айседоры Дункан, восхищался спектаклями Станиславского┘ И в итоге в 16 лет поступил в студию МХАТ-2 (ту самую, где играл Михаил Чехов! Где играла Софья Бирман!). Затем – училище при Театре Вахтангова┘ Чуть позже – встреча с самим Мейерхольдом. На одном из спектаклей Рубен Симонов знакомит молодого артиста с великим мэтром┘ Знакомит незадолго до того, как Мейерхольд будет арестован.

Легкая перемена судьбы. Любимов служит в ансамбле танца и пляски НКВД. Он там что-то вроде конферансье. А параллельно – роли в Вахтанговском театре. Он популярен, он – звезда, на него ходят зрители. Любимов блестяще играет и Сирано, и Ромео┘ И, наконец, решает заняться режиссурой. Успех приходит после постановки брехтовской пьесы «Добрый человек из Сезуана». Собственно, эта постановка и была официальным началом создания Театра на Таганке, который открылся 23 апреля 1964 года. В этом спектакле было все – танцы, пантомима, иронический фарс, блестящий актерский ансамбль и жесткая социальная ирония. Впервые в том, советском театральном пространстве Любимов вывел актера за рампу и предложил ему общение со зрителем напрямую. Никакого грима. Никакой специальной декорации. Позже Любимов уберет со сцены задник, оставив голую красную кирпичную стену. Режиссер действует грубо, четко и смело. Он говорит о том, что хочет, и делает только то, что хочет. Изголодавшиеся по свободному слову, по свободной мысли зрители буквально молятся на созданный Любимовым театр. Это новый Храм, куда попасть практически невозможно. Люди стоят в очередях ночами, неделями, на 30-градусном морозе┘ Но ни один спектакль не позволяет им хоть на секунду пожалеть о ночных мучениях.

Любимов ставит Пушкина, Есенина, Маяковского, Трифонова┘ Пронзительно и откровенно (как никто другой в то время) рассказывает о войне в спектакле «А зори здесь тихие» (1971).

Скоро в театре Любимова появляется Владимир Высоцкий. Для него режиссер ставит «Гамлета». По мнению современников, Высоцкий играл грандиозно!

Пафос ядовитой ненависти к несправедливому тоталитарному миру объединил в общем порыве Высоцкого и Любимова. Позже появились Валерий Золотухин, Семен Фарада, Леонид Филатов и Алла Демидова (по словам которой, Любимов 15 лет практически не выходил из театра, таков был график его работы).

В конце 80-х умирает Высоцкий, и вскоре «Таганка» (да и что «Таганка» – отечественная театральная культура) вынужденно прощается с Юрием Любимовым┘

Терпению власти, которую нещадно критиковал режиссер, пришел конец. Любимова в марте 1984 года освобождают от должности художественного руководителя театра, а 11 июля 1984 года указом президиума Верховного совета СССР, подписанным Черненко, лишают советского гражданства. За годы изгнания Любимов поставил за рубежом 25 опер, получив признание одного из крупнейших реформаторов оперного театра в XX веке.

23 мая 1989 года Юрию Любимову возвращают гражданство. Он возвращается – но в театре раскол, который он мужественно игнорирует и совершает культурную революцию, рождает свой Театр на Таганке во второй раз.

Теперь все – даже критики – зовут его уважительно и нежно Петрович (за глаза, разумеется). Отмечают в кулуарных беседах: Петрович приехал подтянутый, стройный. С молодой женой┘ и маленьким сыном. Эмиграция – в определенном смысле – пошла ему на пользу.

К слову, все эти годы в стране оставался его старший сын от первого брака – Никита. Талантливый, образованный и умнейший человек. На работу Никиту не брали – биография отца отпугивала чиновников. Единственным человеком, который как-то сумел материально помочь Никите Любимову, был Анатолий Александрович Васильев. Он, не боясь расправы со стороны властей, устроил Никиту в свой театр на Поварской┘ дворником. Увы, других возможностей не было!

Накануне 90-летия Петровича спросили, как он будет отмечать юбилей. Любимов искренне удивился и сказал: «Пойду работать над новым спектаклем. Чего и вам желаю».

На 26 сентября намечен выход книги «Таганка: личное дело одного театра». А сам юбилей легендарного основателя «Таганки» Юрия Любимова будут отмечать 30 сентября.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1318
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3197
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2288
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1835

Другие новости