Удар по репутации? Джон Холлидей и Жун Чжан.
Фото Евгения Зуева (НГ-Фото)
Дети советской эпохи наверняка пели забавную песенку про Китай: «Солнце встает над рекой Хуанхэ,/ Тысячи китайцев на поля идут,/ У каждого китайца лопата в руке,/ Цитатник Мао все они несут». Но вряд ли им было известно, что этими достославными цитатниками остервенелая толпа избивала ближайшего сподвижника Мао Цзэдуна – Лю Шаоцы. Затем по воле своего повелителя он умер в тюрьме после множественных издевательств.
Немногие знали, что свою вторую жену Ян Кайхуэй Мао покинул, а после она была из-за него казнена гоминьдановцами. Мао не захотел быть рядом со своей матерью, когда та находилась на смертном одре. Причина? Он объявил, что хотел бы запомнить ее красивой и здоровой, а не бьющейся в агонии. Будучи еще 24 лет от роду, Мао написал на полях книги слова, в которых отказался от таких бессмысленных и не нужных ему понятий, как «честь» и «совесть».
Эти и многие другие факты жизни диктатора так бы и остались в тени, если бы не китайская писательница Жун Чжан из провинции Сычуань. Прочувствовав в полной мере эпоху Мао, она в 1978 году покинула Китай, уехала в Великобританию и вышла замуж за писателя и журналиста Джона Холлидея, ныне старшего научного сотрудника Королевского колледжа Лондона. Пробным камнем стала книга воспоминаний Чжан о репрессиях в отношении ее семьи во времена Мао «Дикие лебеди».
Это было только начало. Волей судьбы Жун Чжан получила доступ к эксклюзивной информации под грифом «совершенно секретно». Проработав около десятка лет в архивах разных стран, взяв интервью у четырех сотен ведущих политиков и других людей, знавших Мао, вместе с мужем они создали 800-страничный труд «Неизвестный Мао», повествующий о жизни красного Китая, а главное, разоблачающий культ личности Великого Кормчего Поднебесной. Книгу уже перевели на 20 языков мира, в 2005-м она была опубликована в США, а в этом году и в России в издательстве «Центрполиграф».
Об истории создания живо и взволнованно повествует Жун Чжан на встрече в МГИМО. Несмотря на то что со дня смерти Мао минуло 30 лет, его публичное осуждение в Китае до сих пор считают уголовно наказуемым, а на площади Пекина Тяньаньмэнь красуется его гигантский портрет. Китайское правительство запретило не только книгу Чжан, но и журналы, в которых даются ее обзоры и аннотации. Впрочем, книга вышла в Гонконге и наверняка отдельные экземпляры пересекли границу. Есть и интернет, так что авторы уверены, что сотни китайцев имели возможность ее прочесть.
По словам Жун Чжан, «Неизвестный Мао» дает почти исчерпывающую информацию о жизни диктатора. В итоге рисуется образ, встающий в ряд со Сталиным и Гитлером. Когда Мао очутился у власти, им овладела маниакальная страсть завоевать весь мир. Постоянно находясь под строгим наблюдением и неустанным контролем «старшего брата» Иосифа Сталина (все это подробно описано в книге), он стал добиваться цели любой ценой.
Пол-экономики Мао бросил на вооружение, деньги шли на закупки военной техники и технологий, люди же умирали от голода и адского труда. За 26 лет правления Мао погибло около 70 млн. человек. Жун Чжан вспоминает, что в годы так называемой культурной революции в Китае было нечего читать – не было художественной литературы, а театры служили камерами пыток. Ослушникам устраивали публичную казнь, забивая камнями.
Стиль книги суховат (виноват перевод?), но все возмещают факты. Из них узнаем, что ночные заседания своего политбюро великий Мао проводил не вставая с кровати, которая стала как бы средоточием его жизни. Здесь он удовлетворял свои страсти – властвовал и занимался сексом. Но была и третья страсть. Постель была завалена множеством книг. Говорят, великий и жестокий Мао плакал всего один раз в жизни – когда ослеп и понял, что больше не сможет читать.