Празднично, но по-деловому.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Татьяна Миткова начинала свою карьеру на Гостелерадио, в Телевизионной службе новостей. Но то было начало. Настоящий профессиональный успех пришел к ней в «смутную» эпоху Бориса Ельцина, когда рождалась новая страна, новое время и, соответственно, рождалось новое телевидение. Новая Россия вдруг смогла стать территорией свободы – и на этой территории можно было говорить вслух о том, о чем в советской, да и в царской России помыслить-то было страшно: о демократии, о деньгах как об одном из стимулов качественной жизни, но главное, можно было обсуждать власть, говорить о ее ошибках.
Телевидение, и НТВ в частности, предложило новую концепцию новостных программ, где телеведущий был не просто диктором, чтецом неких событий дня, а идеологом канала, активным комментатором всего, что происходило в стране. Мы ждали от ведущего жесткой позиции по отношению к тому, что творилось с нами в нашей стране, по отношению к власть имущим, от которых зависела судьба молодого государства. Мы жадно хотели слышать правду – и мы ее слышали. Причем эта правда никогда не была объективной (сухой безликой информации мы объелись при коммунистах). Позиция Татьяны Митковой, Светланы Сорокиной, Михаила Осокина... всегда была выражением их личного отношения к происходящему. Именно потому в то время, когда на втором канале начинались «Вести» и чуть позже «Сегодня» на НТВ, так важна была индивидуальность на телеэкране. И одной из ярчайших индивидуальностей своего времени стала Татьяна Миткова.
Она всегда была скупа на интервью, не любила, когда ее называли «красивой брюнеткой»┘ Но красота и свобода – вещи синонимичные. Миткова поняла это одна из первых и сумела вкупе с откровенной идеологической и человеческой позицией быть стильной, красивой, почти безукоризненной во всем, что требовалось от публичного человека. В ее информации было меньше сентиментальной, душевной окраски, за что страна так любила Светлану Сорокину┘ Но было много жесткого, бескомпромиссного, за что ее, единственную из звезд НТВ, прозвали «вредной бабой». Коллеги побаивались «железную леди» (это еще одно прозвище Митковой, данное ей в команде Киселева): прямая, бескомпромиссная, эмоционально сдержанная. Жесткая и иногда жестокая в отстаивании собственной точки зрения, она, по ее же словам, никогда не позволит себе раздражаться, сердиться или расстроиться. Находясь в Альпах, в горах, может за пять минут спуститься с высоты двух тысяч метров. Пусть «вредная баба», но какая! Кстати, в одном из интервью Юрий Николаев очень точно квалифицировал, почему в адрес Митковой часто сыплются упреки, а иногда и оскорбления. «Если успеха добивается мужчина, – сказал Николаев, – про него говорят «крутой парень», а если женщина, то она почему-то в глазах общества становится «вредной бабой».
Но как бы ни относились многие к сложному характеру талантливой Митковой, приходится констатировать: ее уход из прямого эфира был очень болезненным и жестким ответом «железной леди» своему времени; времени, которое пришло на смену эпохе Ельцина. Уход Митковой (Сорокиной, Осокина, Киселева┘) – неприятное событие, заставившее многих осознать, что эпоха свободы кончилась.
Перестав вести новости, Миткова осталась в профессии – она главный редактор дирекции информационного вещания НТВ, но ее прямой речи больше нет на территории телеэфира. И в одном из немногих интервью она подвела итог «былым дням», сказав: «Мы, естественно, зависимы: от своих акционеров, от общества, от государства, от зрителей и бог знает еще каких факторов. Свобода всегда чем-то ограничена».
13 сентября Митковой исполнилось всего 50 лет. Разве это возраст для информационщика? А на экране мы ее не видим уж пару лет точно.
Неужели уход со сцены ярких, жестких, неудобных для власти, но столь же удобных и любимых аудиторией людей становится нормой?