В русском языке, на сленге, «амба» имеет смысл грядущей драматической ситуации или же полного конца.
Фото ИТАР-ТАСС
– Что за диск вы записали?
– Этим летом, 7 июля 2007 года, мы выпустили нашу новую пластинку под названием «Амба». Давайте сразу развенчаем миф о датах. Никаких нумерологических тайн в дате выпуска альбома нет. Это просто день рождения моей мамы. Мама уже несколько лет просит меня: «Ну можешь сделать так, чтобы в этот знаменательный для нас обоих день быть рядом со мной? А то у тебя постоянные концерты, гастроли┘ Ты можешь в этом году, который для меня юбилейный, побыть рядом?» И я решил так: чтобы в этот день быть с мамой, устроить презентацию нового альбома в столице. Я приглашу маму в Москву, она придет на мой концерт – и таким образом я убью всех зайцев!
Что касается названия. «Амба» на языке древних удэгейцев, коренного народа Приморского края, где я вырос, означает «тигр». Но для удэгейцев оно еще больше, чем «тигр». Это и некий тотем. Это и самое святое и страшное, что может случиться в человеческой судьбе, поэтому, как говорят древние охотники, с амбой лучше не связываться. Но и обидеть ее нельзя. Амбу обидишь – не жить тебе долго.
Почему я еще вспомнил это название – один из моих любимых фильмов с детства – «Дерсу Узала»┘
Да, и еще. Оказывается, в русском языке, на сленге, «амба» имеет смысл грядущей драматической ситуации или же полного конца┘ (Смеется.) А также это означает двойной выигрыш в лотерее.
– Какая этимология богатая...
– Необъятная! Теперь почему мы стремились к такому звучному названию – всего четыре буквы, но одинаково ярко звучит на всех шести языках. И при этом имеет много значений. Когда мы записали песни нового альбома, мы поняли: все они очень разные.
Но все без исключения песни написаны буквально за полтора года и по своему настрою фактически являются фотографией группы «Мумий Тролль» на данный момент. И это наше концертное, а не студийное звучание. Никаких студийных изысков мы решили не делать.
- Клип песни RU.DA из альбома 'Амба'
- MySpace Music: Mumiy Troll
– Но альбом писался в студии?
– Этот альбом родился в переездах, в домашних условиях, и все песни из него мы играли на концертах. Так они выкристаллизовались за эти полтора года в гастрольной «боевой атмосфере», но записаны были в студии. Хотя практически с первого дубля. На пластинке вы услышите то же самое, что мы играем со сцены. Почти┘ Мне всегда хочется сказать «почти», потому что процесс записи требует технически несколько иного подхода к исполнению, чем живой концерт. Мы постарались, чтобы это была живая, энергичная пластинка, которая одновременно является документализацией момента, но при этом качество звучания не уступает студийным работам, а может быть, даже и превосходит их.
– Что вы подразумеваете под словосочетанием «документализация момента»? Если это ваше фото, как вы сказали выше, то опишите, как вы на нем выглядите.
– Лучше всего так называемый документализм охарактеризован музыкой. Поэтому мне очень сложно рассказывать┘
– А если использовать в рассказе только прилагательные и никаких глаголов... Как выглядит ваш снимок?
– Он энергичный, эмоциональный, несколько жестковатый, при этом добрейший из добрейших. Честный. Искренний и, наверное, очень счастливый!
– Основные инструменты, которые вы использовали в записи «Амбы»?
– В основном три инструмента – гитара, бас-гитара и барабан.
– То есть гитарный саунд?
– Да. Мы старались уйти от наложения различных инструментов. Уйти от привлечения посторонних инструментов – типа симфонических оркестров или новейших синтезаторов, потому что с этим, конечно, можно экспериментировать, но в душе мы не являемся поклонниками изысканных «наворотов». Нам проще и интереснее быть парнями с гитарами, которые могут полностью отдать себя собственной песне.
– Вы назвали себя «парнями с гитарами» – не слишком ли упрощенный подход к новому имиджу? Вы всегда были экстравагантными, загадочными, а тут┘
– Так может быть, на сегодняшний день это и есть самый экстравагантный имидж. Вот к разговору о моде. Парни с гитарами – это и есть сегодняшняя мода. Настает самая экстремальная мода – быть честным и простым исполнителем. Довести свою простую песню до такого совершенства, чтобы можно было выйти на улицу с гитарами и там ее спеть. Вот еще одно отличие нового альбома – любую песню оттуда мы можем выйти и просто так сыграть, без специальных технических приспособлений.
– Если постмодернизм, как уверяют культурологи, мертв, то что осталось? Чем мы все сегодня занимаемся?
– Наверное, совокуплением┘ (смеется), в метафорическом смысле, конечно.
– И кто с кем или с чем совокупляется?
– Да кто ж знает?! Все так тайно┘ Сегодня все так секретничают, что о плодах современной культуры мы узнаем позже. И думаю, это будет огромный сюрприз (смеется). Но если без шуток – у меня есть надежда на то, что если и не мы, то какие-то отдельные личности сдвинутся в каком-то направлении искусство, и оно озарит культурный небосклон человечества (смеется)┘
– Постмодернизм – это культура повторения. Мы – наши отцы и наше поколение – не рождали новых крупных стилей, подобных Возрождению, классицизму, романтизму. Выберемся ли мы из бесконечного самоповтора, из собрания цитат?
– Я считаю, что повторять себя – нормально. Это вовсе и не повторение. А вот повторять соседа – это ужасно; и похоже на то, как мы много лет пытаемся создать в России «Мерседес». И у нас получается плохая машина. Лучше наконец-то сделать нашу хорошую «Волгу», которой мы будем гордиться.
– На презентации стоит ждать, что вы как-то визуально изменитесь – отпустите бороду, например? Или вдруг острижетесь коротко?
– Таких резких перемен скорее всего не будет┘ Но мы изменились, бесспорно: стали более уверены в себе и выглядим (смеется) отдохнувшими!
– Илья, за последние годы телевидение, большинство журналов и газет превратились, условно говоря, из того, что развивает интеллект, в нечто противоположное, а именно – в средство подавления интеллекта, а соответственно и личности. Таким образом, приветствуется рождение Толпы и не приветствуется индивидуальность. Что вы об этом думаете?
– Согласен. Такое впечатление, что это общая позиция средств массовой информации, которая направлена на тотальное развлечение людей по своему собственному сценарию. «Мы выбрали такой путь и будем вас насильно развлекать. И так развлечем, что ни на что другое у вас просто сил не останется». Но есть хорошая поговорка: «Насильно мил не будешь». Не вся наша жизнь состоит из развлечений, и я уверен, что тотального «оболванивания» не произойдет, просто потому, что не все этому поддаются┘
А вообще, у меня складывается впечатление, что жизнь делится на две категории: реальная и виртуальная. Одна – действительность, которая нас окружает, она же – наше настоящее, то плохое и хорошее, что вокруг нас творится. Но все это никак не освещается в СМИ, потому что для них – или многих из них – ничего такого как бы и нет вокруг нас. Другая – некое виртуальное пространство, которого как бы и нет, но его и только его хотят видеть ведущие телеканалы страны. Причем никому, кроме них, эта ирреальность не нужна. Соответственно происходит смещение виртуального и реального┘
Меня лично такое положение дел ставит в тупик, потому что, с одной стороны, я понимаю, что окружает меня. Я, вы и наши с вами друзья – совершенно реальные и нормальные люди, мы видим вокруг себя настоящую жизнь, отзываемся о ней, высказываем свое личное мнение о тех или иных проблемах бытия. Но есть другие люди – к сожалению, их больше, чем нас. И вот мы с вами наивно полагаем, что они, по идее, должны интересоваться тем же, что и мы, ведь живем-то на одной планете и вместе надо решать сложившиеся проблемы. Однако почему-то проблемы усугубляются, но не решаются. Почему? Потому что, и это мое глубокое убеждение, я реален, а руководство большинства СМИ – эфемерные люди. И наоборот, они считают, что все мы – эфемерные существа, а вот они-то и есть реальность в чистом виде, а заодно и истина в последней инстанции.
– Хорошо. Есть другой источник влияния на личность – религия, вера, Церковь.
– Для меня вопрос о Церкви и религии всегда был очень сложным. С одной стороны, я профессионально изучал историю религии. С другой стороны, так сложилось, что я не исповедую ни христианство, ни мусульманство, ни что-либо другое. Некоторое время назад я где-то вычитал о создании одного из новоявленных религиозных течений, которое возникло в середине прошлого века, – название сейчас уже не актуально вспоминать. Создал его человек с весьма сомнительным прошлым, который понял, что религия и есть его главный бизнес. Он за многое брался в жизни, но не преуспел ни в чем. А вот в религиозной деятельности он добился признания, смог подзаработать, иначе говоря, здесь-то он и преуспел – такова его личная позиция, высказанная публично. И в определенной степени его взгляды на религию справедливы. Религия – отчасти бизнес. Нам кажется, что, обращаясь к вере, мы ищем там помощи, внутренней опоры, ждем, что именно Церковь протянет нам руку помощи в сложные минуты жизни. Но оказывается, что к высоким духовным лицам (я не о простых священниках) надо записываться на прием – все это напоминает обычную чиновничью структуру. Административную единицу, которая к тому же не совсем хорошо работает. Люди, профессиональный долг которых помогать, предпочитают «не запариваться» лишний раз┘
– Вы занимаетесь музыкой. Это, как ни крути, развлекательная индустрия. И работает она на создание того пространства в нашей жизни, которое вы назвали «виртуальным», и над созданием особый касты людей, которых вы назвали «эфемерными».
– Отчасти я с вами согласен. Я всегда говорю – да, мы занимаемся музыкой, и она далека от политики, от острых социальных проблем. Да, мы часть развлекательной индустрии. Но не той, которая часто принимает лицо оголтелого тирана. То, что делает группа «Мумий Тролль», – ненавязчивое и не пустое развлечение. В каждом развлечении должен быть некий смысл, определенная концепция. Развлечение не может быть чем-то обезличенным и бездушным, оно обязательно должно ассоциироваться с определенным человеком, с личностью и с некой идеей, которую данная личность проецирует на внешний мир. В каждом развлечении должна быть ось, вокруг которой что-то закручивается. Люди слушают музыку, потому что это их эмоционально, душевно трогает, они вслушиваются в поэзию слов, вслушиваются в саунд. А звук – это тоже поэзия. Музыка пробуждает в аудитории ассоциации с личной жизнью. Люди слышат отзвук прошлого и ловят то, что, быть может, окажется советом, в котором они в данный момент нуждаются. Они ловят в словах и звуках «спасительный круг» для их не тревожного эмоционального состояния. Со временем музыка определенного исполнителя, композитора превращается в некую память, в часть твоей жизни, в часть жизни целых поколений, в часть нашей общей культурной жизни. Мы о прошедших эпохах судим по произведениям искусства – они самый точный факт того, что происходило до нас.
Ну и самое главное. Вся жизнь не может быть стопроцентной работой. Людям необходим отдых – духовный, физический, но не тупой. А осмысленный. Хочется, чтобы музыкальные фрагменты, из которых складывается жизнь человека, были достойными воспоминаниями и для него самого, и для артистов, которые их создавали. В конце концов все мы хотим гордиться тем, что производим на свет. И я бы хотел, чтобы музыка «Мумий Тролля» была одним из фрагментов жизни нашей страны, наших людей. Я хотел бы, чтобы она слилась с воспоминанием о прошлом, чтобы она стала историей, ностальгией, чтобы она обрела самостоятельную жизнь.
Многие лицемерят, когда говорят: «А вот я пишу что-то, творю. А для кого – неважно, да и неважно, насколько мое творчество наполнено смыслом». Все, кто действительно созидает что-то, а творчество – это созидание, хочет, чтобы его жизнь с полным правом можно было бы назвать нравственной, а его дело – правильным, и хорошо бы уметь по-настоящему наслаждаться своей работой.
– Вы часто идете на компромиссы? И вообще если говорить о вас, о вашем творчестве – вы конформист?
– Вы знаете, я бы не стал употреблять термины «конформизм» или «нонконформизм»┘ Для меня все эти «измы» – «бла-бла-бла». Серьезно я отношусь только к тому, что конкретно человек делает в конкретный период времени и каков конкретный результат его работы. Главное, в своей голове сложить все так, чтобы не ошибиться с выбором – что ты именно будешь делать. Невозможно уметь делать все. Невозможно сыграть всю музыку, невозможно помочь всем, прочитать все книги, все газеты┘ Невозможно сделать невозможное. Но, сделав выбор, всегда надо помнить, что жизнь сложна и изменчива. И ничего вечного не бывает. Меняя решение с одного на другое, мы всего лишь следуем течению жизни. А все эти «измы»┘
– Но артист всегда хочет понравиться. Это требует от него компромисса между своими внутренними убеждениями и интересами большинства аудитории, которой на эти убеждения наплевать. Аудитория, как известно, жаждет хлеба и зрелищ. А тут еще и другой подводный камень – мода. Ее стремительный шаг нужно уметь примирить со своей иногда весьма неспешной походкой. Как быть со всем этим без «измов»?
– Вы знаете, утверждение, что артист хочет понравиться, не совсем верно. Артист на самом деле хочет, чтобы зрителю понравилось то, что именно он как Личность делает и может сделать. Он хочет, чтобы его любили за то, что составляет Ось его внутреннего творческого мира. Вот я придумал, что я делаю такую-то музыку в таких-то конкретных стилевых рамках. Я слежу за тем, как развивается этот стиль в мировом масштабе, и для себя делаю какие-то прогнозы. Но я не лезу в параллельные рамки! Я не могу предугадывать хиты «Фабрики звезд», я не могу думать и просчитывать интерес аудитории радио «Шансон» и ее требования к музыке группы «Мумий Тролль». Я в этом ничего не понимаю, и мне это абсолютно не интересно. Я не могу рассуждать о телепередачах, которые не смотрю. Я вообще редко смотрю телевизор – мне это неинтересно. Я трачу свое время только на то, что мне интересно.
– А что вам интересно?
– То, что мы называем рок-н-роллом. То, что я в этом понятии вижу. Вот что мне интересно. И при этом я получаю определенное число людей, которым нравится наш рок-н-ролл. Если хотите, именно от аудитории, которую я привлекаю своими песнями, вернее, от «приобретения» этой аудитории, я нахожу особое упоение, и тогда все мое творчество приобретает несколько другой смысл┘ А вот угадывать, что могло бы понравиться людям, и делать это┘ Можно. Но это будет не твое. И поверьте – это большая трагедия для людей, особенно творческих. И таких людей мы видим на нашей сцене – у них вроде бы все складывается. Но они ужасно несчастны потому, что занимаются тем, чем в принципе не хотели бы заниматься.
– Мода требует постоянной смены имиджа, а человек не так часто готов меняться ≈ и внешне, и внутренне┘
– Мода в моем понимании ничего не требует. Предпочитаю следовать принципу: «Будь сам себе модой и двигайся в том направлении, куда тебе хочется». Мода – не мода┘ Это все настолько искусственное изобретение┘ Мы можем на это ориентироваться. А можем не ориентироваться┘ Мода ≈ вещь переменчивая. Всегда есть стиль – он дает общее понятие. В нем ты можешь жить вечно, а в моде надолго никто не задерживается.
– То есть вы презрительно обноситесь к моде?
– Я не хотел бы так категорично это утверждать, но как бы то ни было – я один из винтиков... или гаечек для установления определенных тенденций в музыкальном мире. И слава богу, потому что мне проще тенденции устанавливать, нежели им следовать.