Картина Йоханеса Хюпи из коллекции Альфреда Брема не имеет названия, но содержание ее говорит само за себя.
Фото из каталога
На выставке «Искусство собирать» в Музее Кунстпалас в Дюссельдорфе представлено более 70 частных коллекций региона. Они принадлежат не только корпорациям с мировым именем, банкам и страховым компаниям, но и менее известным в России фирмам.
Среди же коллекционеров не все захотели называть имена, ограничившись лишь предоставлением работ да разрешением сфотографировать домашние и рабочие интерьеры, где это искусство находится. Фотографии повесили в коридорах, ведущих в залы. Тем самым и атмосферу особую создали, и показали, как живут произведения в повседневности, в каком контексте они воспринимаются. Кураторы выставки ограничились лишь искусством последнего столетия, причем XXI век не оказался ущемленным по сравнению с веком ХХ. Наряду с творчеством таких классиков, как Август Маке, Ив Кляйн и Нам Джун Пайк, много искусства действительно актуального, буквально с пылу с жару. Это и один из самых дорогих художников современности Нео Раух (его выставка должна приехать в Москву), и не уступающие ему в известности фотографы Андреас Гурски и Томас Штрут, и американка иранского происхождения Ширин Нешат┘ Стоит ли говорить о китайцах, без которых не мыслит себя ни один уважающий себя коллекционер? Среди 350 картин, скульптур, объектов и фотографий немало русских работ, от Явленского и Павла Мансурова до Сержа Полякова (он, впрочем, русский лишь по происхождению, в 13 лет уже оказался в эмиграции). Более того, имена Кандинcкого, Малевича и Лисицкого открывают пресс-релиз. Явно не зря: русское искусство представлено работами первого ряда. Это и портрет художника Михаила Ле-Дантю кисти Михаила Ларионова (1910), и композиция Александра Родченко 1921 года из собрания Виктора и Марианны Ланген. Им же принадлежит и полотно Варвары Степановой. Лангены относятся к числу самых известных собирателей, особенно после того как неподалеку от Дюссельдорфа построили для фонда музей. Здание, созданное великим Тадео Андо, оказывается шедевром, ради которого стоит преодолеть путь до полигона. Есть в Дюссельдорфе и более поздние наши классики. Причем если Илья Кабаков представлен в коллекции Клары Зельс «Путешествием в Днепропетровск» 1997 года, то Оскар Рабин – полотном ранним: «Дорожный знак» относится к 1961 году (владелец сохранил анонимность). Самые же «молодые» русские работы – «Бык, которого доят» 50-летнего Ивана Акимова (1987), «Восход солнца» Тимура Новикова (1991) и диптих Владимира Янкилевского (1995). Хотелось бы вообразить подобную выставку и в Москве. Отдельных показов немало, но обобщающего взгляда, объединяющего времена и страны, явно не хватает. Не говоря уже о том, что западный авангард в таких собраниях представлен куда беднее, чем русское искусство на Западе.
Дюссельдорф-Москва